«Внутри Coca-Cola»
Книга о компании, но не о напитке, который она производит.
С «Внутри Coca-Cola» получилось все не так, как я ожидал. В ней очень мало информации о продукте и очень много — о том, как работает компания, его производящая. Она понравится людям, которые из Coca-Cola любит скорее прибыли и доходы компании, а сами пьют грубый бурбон, пахнущий крепостью и шотландскими лугами. Это книга о менеджменте, а не о газировке.
В книге мне не очень понравилось перечисление огромного количества фамилий. Невилл Исделл часто пишет как-то так: «Джордж Харрис сменил Итена, который руководил токийским подразделением после скандала, который Майкл едва разрешил в прошлом году. Мне пришлось позвать на его место Джорджа Вестбруга, с которым я работал в Конго». В книге сотни разных фамилий, и я уже через час окончательно запутался кто есть кто. Впоследствии эту информацию пришлось просто исключать как бесполезную.
Несмотря на это, прочитать «Внутри Coca-Cola» было достаточно интересно. Я не стал писать саммари на смесь автобиографии и бизнес-истории, поэтому ограничусь просто набором интересных наблюдений из книги:
- Система менеджмента мегакорпорации работает по принципу социального дарвинизма. Сотни, тысячи маленьких менеджеров ползут наверх, расталкивая друг друга локтями, и доползает только тот, кто все свои задачи сделал безупречно и не совершил по пути ни одной ошибки. После прочтения книги я наконец начал понимать, почему все крутые СЕО выглядят, словно шестидесятилетние старики. Они и есть шестидесятилетние старики.
- Я узнал, что Coca-Cola — это огромная сеть разливочных производств, так называемых боттлингов. По всему миру работают тысячи, десятки тысяч заводов и заводиков, в которых круглосуточно Coca-Cola разливается в бутылки и банки. Однако сам напиток на этих заводах не производится — он доставляется туда в виде концентрата, которые вырабатывают из секретной формулы всего несколько заводов в мире. При этом надо учесть, что многие боттлеры являются независимыми. Одним словом, разливочное производство Coca-Cola — это сложнейший механизм, требующий постоянного внимания.
- Coca-Cola и Pepsi — заклятые враги. Они буквально воюют за каждую страну, каждый город и село, инвестируют друг-другу назло и всячески пакостят. К примеру, в восьмидесятые, когда Coca-Cola и ее главный конкурент, Рepsi, разливали свои напитки в стеклянные бутылки, эти бутылки были большей частью капитала отдельных боттлинговых производств. Две компании, словно два драчливых одноклассника, воровали друг у друга эти бутылки, стараясь причинить друг другу максимум убытка. А в Coca-Cola даже в официальных документах Pepsi официально переименовывали в «имитатор».
- Жизнь СЕО мегакорпорации проходит в самолетах, на совещаниях и в бесконечных встречах с младшими топ-менеджерами в разных странах. Иногда бывают приятные исключения в виде посиделок в стрип-клубе с женой президента и пьянках с индийскими раджами, а так же неприятные: встречи с русской мафией и участие в перестрелках. Я, кстати, не шучу — Невилл об этом тоже пишет.
- В каждой стране есть свои особенности ведения бизнеса. Например, решили американские менеджеры выплачивать продавцам на Филиппинах премию не в виде двухсот долларов в руки, а холодильником стоимостью за 400 долларов (компания могла покупать технику по цене производителя). Филлипинские руководители говорят: «Нет, ребята, у нас это не сработает. У нас мужчины привыкли премию класть себе в карман и ничего жене про нее не говорить. А холодильник придется в семью тащить!«. Или, другой пример: в Германии покупатели мыли и сдавали даже пластиковые бутылки от колы, от чего страдали производства этих бутылок, кормящиеся вторсырьем. Описание таких моментов сильно красят книгу.
- Coca-Cola невероятно требовательна к качеству рекламы. Например, однажды забраковали снятый рекламный ролик, в котором две девушки играют в теннис. Менеджеры компании рассмотрели, что у одной из них в руках ракетка «Wilson», а в то время спортивную фирму «Wilson» спонсировала Pepsi.
Книга не без недостатков. Она не очень динамична за счет монотонного описания перестановок и фамилий региональных менеджеров, но зато местами попадаются всякие интересные моменты и факты.
⌘ ⌘ ⌘