Гонконг
Мы с А. неделю провели в Гонконге — месте с европейскими ценностями и китайской культурой, городе высоких зданий, влажности и цен.
Между Москвой и Гонконгом десять часов на самолёте. Мгновенный, красиво расчерченный рассвет в одну сторону и бесконечный холодный закат — в другую. Лететь «Аэрофлотом» оказалось на удивление приятно, не хуже, чем «Эмирейтс».
Самолёт прилетает в весьма удивительный аэропорт Чхеклапкок. Он располагается на искусственном острове. После того, как остров был насыпан, площадь Гонконга увеличилась на 1%. Сегодня Чхеклапкок — один из самых загруженных аэропортов в мире.
Чхеклапкок расположен в десяти минутах езды от города, при этом взлётная полоса ориентирована ровно по проливу Виктория, разрезающего Гонконг на две основные части. Поэтому над городом слышен шум десятков, сотен самолётов, которые взлетают и садятся круглосуточно.
Первое впечатление от Гонконга (и оно одно из самых ярких) — это двухэтажный автобус, на котором мы поехали в город. Оказалось, что в Гонконге практически весь транспорт двухэтажный: автобусы, трамваи, речные паромчики. Кажется, что жители города ездят в одноэтажном метро и негодуют.
С общественным транспортом в городе всё так хорошо, что иметь личный автомобиль — это скорее головная боль, а не жизненная необходимость. Дороги и парковки платные, налог на владение весьма высок. Поэтому типичный автомобиль служит выражением статуса владельца. На машине ездят те, кому очевидно всё равно на стоимость владения автомобилем.
Гонконг — город с отличной системой общественного транспорта. Из любого места в любое можно легко добраться меньше чем за час, причём добраться в комфорте: без пробок и толчеи. Автобусы, трамваи, паромы и метро работают просто великолепно, и стоят совсем недорого.
Интересная особенность гонконгской системы метро — это универсальный проездной Octopus. На первый взгляд цветная магнитная карточка кажется обычным проездным, чем-то вроде московской «Тройки». Однако на самом деле Октопус проник практически во все сферы гонконгской жизни. Помимо оплаты проезда в общественном транспорте картой можно расплатиться за покупку в любом супермаркете, оплатить ею парковку или подстричь усы в хипстерском барбешопе. А школьники хранят на карточке свой электронный дневник! По статистике, карта имеется у 95% населения Гонконга. В городе немало мест, где можно расплатиться только Октопусом. Система настолько хороша, что её активно копируют другие города (например, Лондон со своей картой Oyster).
Канатная дорога на остров Лантау — редкое исключение сервиса, в котором не принимаются магнитые карточки.
Впрочем, поездка стоила потраченных пары сотен наличности. Маленькая кабинка полчаса поднимается и спускается по лесистым холмам (которые сверху похожи на заросли брокколи), открывая шикарный вид на аэропорт, а потом уносит дальше в лес, к настоящим горам и огромной статуе Будды. Мы ехали на фуникулёре в одну сторону полчаса, а кто-то шёл пару дней с огромными рюкзаками, и, наконец, доходил до цели. Лантау — это остров из так называемых Новых территорий. Город Гонконг состоит из одноимённого острова, материкового соседа под названием Коулун с дремучим лесным продолжением в сторону большого Китая, и сотен маленьких островов, по большей части необитаемых. Мы привыкли считать Гонконг местом, где на каждом свободном клочке суши вырастают небоскрёбы, а на самом деле большая его часть — это огромный лес, где с трудом встретишь человеческую душу. Всё, кроме Коулуна и Гонконга — это Новые и никому не нужные Территории. Кстати, весь Гонконг, вместе с Новыми Территориями, по площади в два раза меньше Москвы.
Закрывая тему транспорта, нельзя не вспомнить речной трамвайчик Star Ferry, который возит туристов и сочувствующих между островом Гонконг и полуостровом Коулун. Речной трамвайчик, разумеется, двухэтажен и выглядит аутентично.
Гонконг разнообразен везде, где это только возможно. К примеру, в городе валюту могут печатать три различных банка (в пределах утверждённых правил, разумеется). Поэтому можно собрать в кошельке небольшую коллекцию двадцаток.
Гонконг — это китаец, которому пересадили сердце англичанина. В 1841 году, когда китайцы уступили город английским поселенцам, здесь не было ничего, кроме голых скал и чаек. А в 1853 году в бухте бросил якорь фрегат «Паллада», секретарь адмирала Гончарова уже писал о великолепных набережных и дворцах, которые своими основаниями купаются в заливе. И когда спустя век, в 1997 году, Гонконг вернулся в лоно Поднебесной после окончания срока столетней аренды, он стал самым европейским из всех китайских городов и самым китайским — из всех европейских.
В Гонконге весьма дорого. Цены выше московских. Большое количество финансовых учреждений с высокооплачиваемыми иностранцами и поток внутренних туристов, которые едут в Гонконг за настоящими брендами, здорово поднимают планку уровня жизни.
При этом у гонконгцев заметен высокий уровень консьюмеризма. Все вокруг бесконечно покупают кучи не слишком качественных вещей, выбрасывают тонны блестящей пластиковой упаковки. Этот мир — не для бережливых людей.
Гонконг стал негласной столицей странного высотного жилья. Этот город застроен километрами панельных многоэтажек в сорок-пятьдесят этажей, с крохотными комнатками на каждом. Мы сняли одну из таких на несколько дней. На десяти однокомнатных квадратных метрах разместилась кровать, кухня, коридорчик, и ванная со всем необходимым. Всю нашу квартирку я мог перейти в четыре шага.
Особенно много такого жилья на Гонконге. Холмистый остров оставляет не так много ровного пространства, и часто жилые небоскрёбы растут прямо из крутых горных склонов, сбиваясь в кучи и заслоняя друг другу солнечный свет.
Гонконгцы очень любят баухинию — цветок этого небольшого декоративного деревца стал символом города и даже попал на его флаг. Баухинию можно встретить в самых разных местах, даже на барельефе в метро:
Гонконгцы очень любят закрытые клубы. Эта любовь передалась им от британцев, которые скучали вдали от родных курительных комнат и политических дискуссий. Британцы ушли, а клубы — остались: спортивные, профессиональные, и даже сексуальные. Попасть в них очень трудно, нужно заплатить десятки тысяч долларов взноса и ждать приглашения до нескольких лет.
Гонконг — это место, где технологичность переплетается с тысячелетними китайскими традициями. Футуристический пешеходный переход в центре ремонтируют рабочие и возводят вокруг него, бетонного, леса из бамбука. Беспризорник на улице разговаривает по смартфону.
Особое место для определения контрастности бытия — это Китайский квартал в Гонконге (будто всё вокруг не китайское, ага). В китайском квартале продают курительные палочки, сушёные оленьи рога и порнографические фотографии середины прошлого века, на которых усатый белый лаовай тискает сразу двоих восточных девушек.
Остров Гонконг вообще приятно удивляет небольшими местечками, в которые хочется возвращаться снова и снова. Например, хипстерской улочкой с чайными заведениями или небольшим и симпатичным ботаническим садом, в котором есть свой собственный бесплатный зоопарк. Китайские школьники ходят туда строевым шагом, одетые в разноцветные комбинезоны (у каждой школы — свой цвет).
Границы хипстерского района узнаются достаточно легко:
Три слова о гонконгской кухне: нам не понравилось. Я имею в виду уличную кантонскую кухню, которой в Гонконге очень много: рис, тушёные гусиные головы, соевый соус, на сладкое — сахар, жареный в подсолнечном масле. Всё это относительно недорого, но не слишком удобоваримо.
Кантонская кухня предлагается в забегаловках-тайпхайтонах. Тхайпхайтон — это «ресторан с большой лицензией». После войны власти города выдавали ресторанные лицензии всем, кто желал хоть как-то прокормиться, кашеваря для других людей.
В Централе, главном районе города, почти нет уличных забегаловок — небоскрёбы и европейские пабы всё задушили. В Коулуне, наоборот, трудно покушать привычной еды, всё застроено и заставлено маленькими заведениями, часто на три стола и с очередью за оными. Это неудивительно — во многих домах нет кухни, и покушать можно разве что на улице.
При этом мы побывали в двух совершенно замечательных дим-самошных. У одной есть звезда Мишлен, у второй — пока нет (но есть множество других наград). Там просто прекрасно: вкусно, недорого, необычно. По таким заведениям можно и поскучать.
Нам достаточно быстро наскучило даже в Гонконге (не говоря уже про Коулун). Поэтому в один из дней мы поехали на паромчике на остров Лама. Через полчаса, обогнув Гонконг, мы оказались на небольшом тропическом острове — уединённым и даже достаточно диком.
На Лама запрещены автомобили, и поэтому местные жители передвигаются на странных самодвижущихся тракторах и тележках. В центре острова находятся холмы и горы, а по линии побережья — дюжина деревушек в дюжину домов каждая, связанные туристической тропой, которая петляет, забирается вверх и спускается вниз.
У острова богатая история для клочка суши с сотней жителей. Чего только стоят тайские кланы и пираты, которые приходили и уходили, японцы, построившие секретные подземные бункеры для подводных лодок-камикадзе! Туристическая тропа петляет мимо жутковатых разрушенных деревень и кладбищ, похожих на отштукатуренные бассейны.
Вот и весь Гонконг, и все Новые Территории.
А вот, по традиции, немного понравившихся нам мест на одной карте:
Резюме: Гонконг — это хорошее место, чтобы познакомиться с Азией, и не испугаться. От гусиных голов и чая из колготок можно сбежать в кафе с панкейками, а от шумных и седых европейских брокеров — на безлюдный остров. Однако в Гонконге скучно жить дольше недели: по впечатлению ударяют небоскрёбы, а высокие цены бьют по кошельку.
Думаю, мы нескоро сюда вернёмся.