«На островах ГУЛАГа»
Прочитал книгу-воспоминания Евгении Фёдоровой о её истории заключения в сталинских лагерях и остался очень доволен.
Странно, что мы так мало знаем о истории ГУЛага — огромной машины по «исправлению» заключеных, большая часть которых попала в лагеря по сфабрикованным делам во времена сталинских репрессий. Через ГУЛаг прошло около 15 миллионов человек, из которых каждый десятый так и не увидел свободы. А мы даже само это слово пишем с ошибкой (достаточно посмотреть на обложку книги — нужно писать ГУЛаг, а не ГУЛАГ).
На мой взгляд, лучший способ познакомиться с черной страницей нашей истории — прочитать воспоминания современников тех событий. Я помню, что в школе мы читали «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына. Рассказ вполне можно зачесть за небольшое знакомство в историю лагерной жизни, а книга-воспомиание Евгении Федоровой сойдет за более основательный экскурс.
Евгению Федерову, детскую писательницу и экскурсовода, сослали на 8 лет лагерей по доносу за желание убить Сталина (разумеется, её дело, как и миллионы других, было быстро и весьма лихо сфабриковано). Бедную девушку спасло только то, что её посадили ещё в достаточно спокойный 1936 год. Если бы Евгению взяли спустя год, в 37-м, эта книга никогда бы не увидела свет — девушку бы просто расстреляли.
«На островах ГУЛАГа» — это двукнижие. Первая книга, «Хранить вечно», рассказывает о жизни до заключения, аресте, суде и пересылке. Вторая книга, «На островах ГУЛАГа» посвящена восьми годам заключения в нескольких лагерях. У Евгении Федоровой есть и третья книга, в которой она описывает жизнь после ссылки, повторный арест, реабилитацию и эмиграцию в США, но в «Островах» её нет — на мой взгляд, это самое большое упущение редакции. Сейчас повествование буквально обрывается, оставляя в ожидании продолжения. Самой Евгении уже нет с нами и даже неизвестно, будет ли продолжение и закончена ли её третья книга.
Читать «Острова» мне было очень интересно — Евгения Фёдорова последовательно рассказывала о встречах и расставаниях, самых тяжелых работах и минутах отдыха. Это настоящая энциклопедия лагерной жизни, с подробным описанием быта заключенных и их взаимоотношений. Удивительно было читать о том, что заключённые много дружили и даже влюблялись друг в друга. Главная идея «Островов» здорово коррелирует с книгой Виктора Франкла — в лагерях выживает только тот, кто ищет себе любимое дело, не отчаивается, не забывает о том, что он человек. Для Евгении таким делом был лагерный театр.
Удивительно было читать о судьбах людей, которые попали в лагеря по таким же сфабрикованным «шпионским» делам. Профессиональный оперный певец, польская пианистка, монашка, кавалер французского Ордена Почётного Легиона, старая революционерка, дружившая с Лениным, сын лётчика, Героя Советского Союза, всемирно известный врач-офтальмолог — все они счастливо жили в эмиграции, но решили вернуться домой, на Родину, и тут же оказались в лагерях. Были даже люди, которых судили вообще безо всяких доказательств и обвинений. Всё это создает такое мощное сюрреалистическое ощущение, что Францу Кафке даже и не снилось.
В книге очень здорово описаны воспоминания-флешбеки из долагерной жизни самой Евгении и людей, которые ей встречались во время заключения. Они дают неплохой обзор советского быта довоенного времени. Автор пишет очень честно и откровенно. К примеру, до ареста у замужней и имеющей детей Евгении были сексуальные отношения с её коллегой-экскурсоводом, двадцатилетним юношей — она прямо, но весьма красиво пишет о этой своей истории, не маскируя под «мы вечерами сидели на завалинках». Читатели — люди взрослые, всё поймут. Или, к примеру, в лагере ей встретились два влюбленных юноши, сидевшие за гомосексуализм — она рассказывает и об этом. Глупо думать, что в СССР не было секса, тем более однополого.
Честность автора, её внимание к мелочам, классный слог и огромное количество невыдуманных историй, большинство из которых по трагизму и силе превосходят любое кино, делают книгу очень интересной. Я прочитал её за три дня и жалею, что она так быстро закончилась.
⌘ ⌘ ⌘