Tim Russell, «Fill ‘er Up!», рецензия

Большую книгу о истории развития американских заправочных станций я купил в Барселоне, в магазине Dr. Pepper. Подходили к концу последние часы в Испании и кончались деньги, а выбор дизайнерских книжек в магазине был, как назло, очень велик. Так что «Fill ‘er Up!» я купил быстро, не вчитываясь, и сейчас особо не жалею об этом (ну конечно вру — после уже прочитанной книги кажется что лучше было купить другую книгу, вдруг она окажется интереснее).

Fill 'er Up!
Это большая по размеру книга (формата энциклопедии) с каким-то невероятным количеством иллюстраций и фотографий. Собственно картинки и подписи к ним на мой взгяд занимают две трети объема книги — за счет этого она читается легко и выглядит очень «вкусно».

«Fill ‘er Up!» — всесторонняя и всеобъемлющая история развития американских заправочных станций, с момента их возникновения до наших дней. В книге рассказывается обо всем что связано с заправками, однако основной упор делается на дизайн, брендинг и айдентику. Собственно, поэтому я ее и купил.

Не сказать чтобы я большой фанат автомобилей или, тем более, заправок, однако почитать о них было достаточно любопытно и занятно. Вот вкратце несколько вещей, которые меня удивили:

  • Автор книги сопроводил текст сотнями фотографий и иллюстраций, которые он собирал десятилетиями. Сфера коллекционирования различных вещей, связанных с дизайном заправок (от купонов на бесплатный бензин до насосных колонок) в США просто огромна. Вот уж действительно страна на колесах.
  • Из истории заправочных станций отчетливо видна роль конкуренции в активном развитии и совершенствовании. Почти сто лет нефтяные компании борются на вечно тесном для них рынке, постоянно улучшая, развивая и внедряя все что только можно.
  • Для того чтобы оставаться прибыльными нефтяные компании вынуждены были буквально еженедельно придумывать что-то новенькое, интересное для автомобилистов. Говорят, порноиндустрия всегда находится в авангарде развития интернет-технологий. Индустрия заправок также дала миру огромное количество привычный сейчас вещей: от кредитных карт до скидочных купонов.
  • Удивительно, насколько сильно общество влияло на бензиновый бизнес. Появление феминисток в Европе вынудило автозаправщиков внедрить сервис самообслуживания на станциях. Привычка американцев к комфорту заставила создавать на основе заправок целые комплексы отдыха. Слепая вера водителей в необходимость реулярной смазки привела к появлению при заправках небольших смазочных мастерских. И это только несколько примеров.
  • Порой погоня за потребителем принимала весьма причудливые формы. В Exxon в одно время заправщиками работали симпатичные молодые девушки в шортиках, разъезжавшие по станции на роликовых коньках (прямо «Королева бензоколонки» какая-то). BP в 1960 стала предлагать водителям бензиновые коктейли — более дорогие сорта смешивались с дешевыми. Про всякие праздничные сумасшествия вроде заправщиков в костюме Санта-Клауса уже говорить не приходится.
  • Американские нефтяные компании очень круто эксплуатировали любовь к собирательству — на заправках предлагались коллекционные монетки, медали, модельки машин, призовые купоны. Все это породило мощную индустрию собирательства и продажи резко поползи вверх.
  • Дизайн самих станций это отдельная история — их регулярно строили и перестраивали в разных стилях, делая то выделяющимися на общем фоне, то наоборот, аккуратными и домашними. Дизайн заправок диктовался их функциональностью. Стало продаваться масло в банках — сделали большие витрины чтобы это масло выставлять. Появилось самообслуживание — построили над заправочными колонками навесы, чтобы водители не мокли под дождем, заправляя машину самостоятельно. На станции стали приезжать заправляться дальнобойщики — пришлось снести построенные навесы и сделать их выше, чтобы грузовик мог подъехать.
  • Реклама заправок вообще очень интересная тема, достойная, наверное, отдельной книги. Занятно было наблюдать как меняются ключевые темы рекламы, слоганы, подход к аудитории, как от сфокусированный дифференциализации преимуществ компании переходят к созданию историй, брендингу.
Одним словом, книга очень интересная, написанная на вполне понятном английском. Жалко только весит много и стоит достаточно дорого.
Система Orphus