«Дизайн в культуре XX века»
Нарративная энциклопедия дизайна XX века от Владимира Аронова.
Я очень люблю издательство Дмитрия Аронова и читаю почти все выходящие его книжки — они интересны и насыщены правильной долей перфекционизма. «Дизайн в культуре XX века» также не разочаровал моих ожиданий.
Публицист Харланд Манчестер объяснял летом 1943 года в авторитетном американском общественно-политическоем журнале Atlantic Monthly: «Когда Соединённые Штаты вдруг очутились лицом к лицу с врагом на фронте, протянувшемся от Аляски до тропиков, сразу возникли тысячи вопросов: какие сапоги надо носить в джунглях, какие палатки пригодны для Алеутских островов, какие походные кухни нужны для Исландии, какие дождевики в Африке, какого рода провизией следует снабжать солдата, что он мог быстро приготовить её, как ему охранять себя от укусов комаров, разносящих малярию, как защититься от газовых атак и как маскироваться? Задачи эти усложнились еще необходимостью заменить некоторые нужные для военных целей, но недостающие материалы, а также свести до минимума вес и объем снаряжения, как для облегчения солдатской ноши, как и для экономии места при посадке на поезда и транспорты.
Книга представляет собой повествовательное описание ключевых предметов, событий и личностей в дизайне XX века: от внедорожника «Джип» до Папанека и Ульмской дизайнерской школы. Владимир Аронов вплетает концы историй друг в друга, превращая книгу в один большой текст, который читается гладко, почти без стыков.
Первая половина книги вообще шикарна. Я вообще поверить не мог, что в России еще остались авторы, которые могут так хорошо писать о дизайне: интересно, энциклопедично, легко и местами даже весело. Вторая половина книги, насыщенная длинными расказами о выставках и скучных школах дизайна, чуть остудила мой читательский пыл.
Но, в любом случае, книга получилась очень классной — советую её к прочтению. И вообще, на русском языке выходит так мало книг о дизайне, что их следует читать все, не ленясь.