«Русский дневник»
«Русский дневник» — это путевой дневник американского писателя Джона Стейнбека. В 1947 году он провел пару месяцев в Советском Союзе в паре со знаменитым военным фотографом Робертом Капой. Они побывали в Москве, в Украине и в Грузии, подробно документируя увиденное. Так родилась эта книга.
Стейнбека знают как нобелевского лауреата, мастера американской психологической прозы. Вспоминают обычно его «Гроздья гнева» или «О мышах и людях» (этот рассказ был первым настоящим произведением на английском языке, которое я прочитал). Однако у Стейнбека есть и классные документальные циклы: «Море Кортеса» и «Русский дневник».
Стейнбеку вообще хорошо даются травелоги. Они у него похожи на словесный свинг: он берет реальность за основу, и пляшет вокруг неё описательной мелодией, импровизирует. Его рассказы тщательно маскируются под путевые заметки, но на деле они хорошенько отрежиссированы. В них несколько слоёв: от глобального, идейного слоя (рассказать правду) до множества местечковых слоев (пошутить над Капой и пошутить над собой). «Русский дневник» похож на текстовые фотографии. При этом Стейнбек старательно ныряет в повествование сам, не отстраняется от людей и событий, которые описывает. Это настоящая, чистая гонзо-журналистика.
Капа в книге фотографирует на плёнку, хотя он и сам мастер описаний в подобном стиле. «Русский дневник» очень похож на «Скрытую перспективу», замечательную книгу Капы о работе военного фотокорреспондента. В «Дневнике» немало фотографий из этой поездки (всего Капа сделал несколько тысяч снимков), но они смотрятся немного чужеродно. Хочу много больше фотографий, и отдельно.
Послевоенный Советский Союз в объективах Стейнбека и Капы — это такое волшебное государство. Оно кажется таким, потому что писатель и фотограф создавали реакционное произведение, пытались побороть слухи, что роились в американской прессе. Там СССР представляли страной красных дьяволов, что расстреливают людей на улицах и мечтают превратить Америку в радиоактивный пепел. Капа и Стейнбек поехали в Союз, чтобы доказать обратное. Они старательно описывали советский 1947-й: строение украинских хат, грузинские застолья, жизнь столичных посольств. Я нигде не встречал такого подробного описания послевоенного быта, и поэтому СССР из «Русского дневника» кажется мне волшебным.
Одним словом, замечательная книга. Я прочитал её на две трети за один вечер, и с трудом оторвался, чтобы оставить на следующий. В ней вы найдете много забавных деталей, про которые будете думать: «Чёрт, а ведь за прошедшие 70 лет ничего и не изменилось!». Ну или просто подивитесь приключениям пары веселых американцев в Советском Союзе. В конце концов, книга создавалась именно с таким посылом.
Книжка совсем новая, выпущена пару недель назад. Я добыл её случайно в Петербурге, в «Порядке слов». Видимо, мой книжный бог чует, что я ужасно люблю дневники и травелоги. Когда-нибудь напишу что-нибудь похожее, где буду сам себе Стейнбеком и Капой. Или не напишу.