«Путешествие вокруг света»
Если бы Томми Дюар жил в наше время, он стал бы отличным фотоблогером-путешественником в ЖЖ.
В одно воскресенье мы пошли на местную службу, и, хотя мало что понимали, были поражены сосредоточенностью паствы. Женщины, одетые ярко и пышно, занимали одну сторону церкви, мужчины, одетые — ну, практически одетые — другую, белые же стояли на возвышении. Внутри к стенам было прибито несколько репродукций — Гледстоун, Парнелл, Ирвинг и прочие. Их вряд ли можно отнести к религиозной теме — но тем не менее это были хотя бы картинки. Большинство из них было из рождественских номеров «Иллюстрированных лондонских новостей», но одна из них особо привлекала моё внимание. Это был разворот из журнала, на котором были портреты всех членов Лондонского городского совета, избранных в марте 1892 года, — в том числе и мой!
Время Дюара — это эпоха расцвета колониальной действительности, век великих завоеваний в науке и мира во всём остальном. Мир был большим, но легкодоступным для белого человека, добившегося признания и денег под Британской Короной. Это сейчас мы с вами мучаемся с дорогими авиабилетами и визами, а раньше всё было куда проще. Имею скафандр фунты стерлингов — готов путешествовать! И Дюар путешествовал.
«Путешествие вокруг света» — это книга, составленная из путевых рассказов и наблюдений, которые Томми вёл во время своей большой поездки по земному шару. Назвать это путешествие кругосветным в нашем понимании этого слова нельзя, скорее оно было трансатлантическим и весьма комфортным для XIX века, однако соль книги не в этом.
Я проснулся, когда было уже светло. Через иллюминаторы моей каюты, выходящей на палубу, проникал гул голосов, причем настолько сильный, словно 10 тысяч обезьян обсуждали какой-то очень важный вопрос. Меня беспокоили тараканы, мне мешали спать крысы, но 250 китайцев нанесли последний удар. В паре метров от иллюминатора я увидел страннейшую сцену: на палубе сидела и лежала толпа китайцев — кто-то спал, кто-то купил опиум, но большинство из них сидело над своим маджонгом. Рядом с ними были привязаны 30 овец, корова и телёнок, которых они взяли на борт с целями пропитания. Оказалось, что они возвращаются на родину с заработанными денежками и обитают в трюме. Пароходная компания разрешила это, так как китайцев везти выгоднее, чем просто груз, — и кормить их можно только рисом.
Томми Дюар — не учёный-географ, не натуралист и не охотник на диких горных львов. Он богатый англичанин с неутомимым любопытством, имеющий свойство описывать свои наблюдения в особенной, юмористической манере. В его книге читатель не найдет описания сражений с кровожадными туземцами — большую часть времени Дюар боролся с крысами в своей комфортабельной каюте. В «Путешествии» нет обмана и интриг, разве что только те, что автору пришлось испытать с торговцами сувенирами. Томми Дюар — это Сергей Доля XIX века, а его книга — ЖЖ блогера-путешественника.
Одна из главных заслуг книги — она переносит не только в пространстве, но еще и во времени. Читая её, можно сложить для себя представление о образе мышления европейцев, американцев, китайцев и японцев позапрошлого века, представить мир, в котором была одна сверхдержава и несколько государств поменьше, ощутить корни той неприязни, который умный и образованный человек испытывает к людям другого цвета кожи и другой культуры. Дюар насмехается над американцами, удивляется японцам, веселится над немцами, боготворит англичан и презирает китайцев.
Типчики, подъехавшие, чтобы перевезти желающих на берег, были похожи на банду подонков, в особенности команда лодки, в которую сел я. Их было шестеро, и они представляли собой практически все национальности, был даже негр с такми губами, будто его приложили ртом к чему-нибудь очень горячему и немного повозили. На полпути к берегу наша команда «взбунтовалась», и стала требовать за провоз больше денег, чем было оговорено, и отказывалась до решения этого вопроса двигаться с места. Мы пытались отбрехаться от них, используя крепкие английские словечки, но безрезультатно, так что необходимо было пустить в ход какие-то другие средства, особенно когда «команда» стала окончательно наглеть, а вокруг было слишком много акул, чтобы с комфортом самостоятельно доплыть до берега. Увещевания закончились, и джентельмен из Германии с криком «Я упью тепя, сфолотщ!» — обрушил свою трость на голову их главаря, я пихнул другого подонка, завладев его веслом, мой сосед проделал то же самое с третьим, а американец выхватил револьвер и, выстрелив в воздух, сказал, что скорее всех перестреляет, чем выложит еще хоть один цент.
Чувство юмора у Дюара развито великолепно, вся небольшая по объему книжица читается как двухчасовой фельетон на тему путешествий. Её стоит прочитать только ради слога автора, лёгкого и самоироничного. Человека, который умеет шутить над собой, всегда приятно и слушать, и читать.
⌘ ⌘ ⌘