Израиль, часть 2
Сегодня вторая часть рассказа про Израиль — немного про Зихрон-Яков с Иерусалимом и общие впечатления. Вот первая часть, про Тель-Авив.
Зихрон-Яков
Из Тель-Авива мы поехали в небольшой северный городок Зихрон-Яаков. Это городок, раскинувшийся в холмах и зажатый между морем и Сирией, с лёгкими замашками итальянской вальяжности и благополучности.
Про городок сказать особо нечего. Ехать в него стоит разве что ради винного завода и только если есть своя машина.
Рядом с Зихрон-Яковом располагается большой киббу́ц — израильская версия совхоза, в котором все живут вместе и совместно владеют имуществом. Имущество — это несколько огромных ферм для разведения рыбы и завод по производству оросительных систем.
В Зихрон-Якове нам очень повезло с хостами — мы остановились в доме чрезвычайно гостеприимных людей, которые два дня возили нас по окрестностям на машине, показывали, рассказывали, приглашали в дом на шаббатный ужин, кормили и поили, причем бесплатно. Было невероятно приятно провести с ними эти пару дней.
Иерусалим
В Иерусалим мы поехали буквально на пару часов для того, чтобы приобрести предметы культа — моя мама, весьма верующий человек, просила привезти свечей и сувениров. В итоге мы купили свечей в Храме Гроба Господня, опалили их Благодатным огнём (я сам чуть не опалился им) и поехали обратно.
От Иерусалима осталось одно впечатление — там очень холодно. В Тель-Авиве я ходил в футболке, а в Иерусалиме выпал снег. Причем между городами два часа езды на автобусе.
Иерусалим на иврите звучит очень по-булгаковски: Иёерушала́им.
Иерусалим достоин отдельного путешествия, но не в этот раз.
Транспорт
В Израиле достаточно удобный общественный транспорт. Условно можно выделить три его составляющие, которыми мы активно пользовались:
- Поезда. Поезда похожи на наше метро, только ходят по поверхности. Обычно это дизельные двухэтажные «Бомбардье», весьма комфортные и недорогие. Железнодорожная сеть проходит вдоль всей страны, и на поезде Израиль можно проехать буквально за пару часов. В пятницу вечером поезда забиваются усталыми солдатами с огромными мешками за плечами и заряженными автоматами на плече, которыми они брякают о спинки кресел — солдаты едут домой, на шаббат.
- Автобусы и маршрутки. Обычные автобусы и маршрутки, ходят регулярно, расписание можно посмотреть на сайте. За всё время автобусом мы воспользовались ровно один раз.
- Такси. В Израиле очень удобная система такси — все они легальные, со счётчиками, их можно вызывать по телефону, с помощью специального iOS-приложения или просто подняв руку. Мы брали такси много раз, и через одного водители были русскоговорящими.
Забавная штука — на железнодорожном транспорте турникеты стоят не только на вход, но и на выход тоже. Если неосторожно выкинуть билет в поезде, то придётся покупать еще один для того, чтобы просто выйти на улицу.
В Зихрон-Якове инфраструктура была слабо приспособлена к нуждам туристов без автомашины, однако в общем мы перемещались безо всяких проблем и с удовольствием.
Безопасность
Израильтяне помешаны на безопасности. Она превратилась в национальную религию — все области человеческой жизни, в которой этой самой жизни угрожает хотя бы малейшая опасность, сразу же укрепляются, усиливаются и проверяются.
Безопасность на иврите — очень красивое слово, ביטחון, битахо́н.
При въезде и выезде из страны все проходят многоступенчатые проверки с просвечиванием вещей и их владельцев, а затем — с долгим прощупыванием тех и других. Битахон начался еще в Домодедово — между стойкой регистрации на рейс и нами расположился улыбчивый молодой человек, который поинтересовался, давно ли мы с Аней живём вместе и нет ли у нас с собой случайно биологического оружия. Он слушал нас, попутно заполняя вот такую бумажку:
Как я понимаю, всех пассажиров сортировали по каким-то параметрам безопасности. Мы оказались безопасными, и без проблем прошли в отдельную загородку зала ожидания. Так повезло не всем — вещи некоторых пассажиров еще раз просвечивали прямо у гейта.
Вылет из страны — это еще один замечательный квест с элементами экстрасенсорно-рентгеновских способностей специальных машин и пытливой настойчивости сотрудников служб безопасности. Сотрудник службы безопасности на хитром многослойном сканере пересчитал книжки в моей сумке, а потом проверил мою память. Я ошибся только на одну книжку, что не спасло меня от ручного прощупывания.
Перед входом в любой торговый центр стоит специально необученный сотрудник с металлоискателем и готовностью умереть от нетерпеливости шахида. Зайти на вокзал без просвечивания багажа и досмотра невозможно.
При всём этом битахон не вызывает такого тошнотворного чувства, как в России. Чувствуется, что за такими повышенными мерами безопасности стоит реальная, ощутимая угроза. От нас, туристов, требуется только понимание и уважение. За всё время пребывания в Израиле мы не испытали решительно никаких неудобств.
Иврит
Про иврит я напишу отдельный пост, благо я его сейчас учу. Вкратце — это очень красивый язык с необычной письменностью и строгой, математичной структурой.
Письменный иврит грубо можно разделить на два типа. Тот, что выше ↑ — обычный письменный иврит, который представляет собой последовательность согласных букв. Бывает еще иврит с огласовками — специальными значками, которые помогают его правильно читать. Иврит с огласовками можно встретить в детских книжках и в словах, которые могут быть непонятны (например, в названиях компаний или слоганах). Вот эти точечки с палочками и есть огласовки:
Иногда иврит вплетают в логотипы:
Вот парень с камерой спрашивает у прохожих «Что такое дизайн?»:
Некоторые считают иврит каким-то странным языком с визуальной точки зрения, однако мне он очень нравится. В нём есть лаконичность латиницы, магия рунической вязи и замкнутость иероглифов.
Вот тут сверху — рукописный иврит, который выглядит совсем как другой язык:
Одним словом, скоро с меня большой пост про иврит.
Еда
Еда в Израиле — исключительно вкусная и сытная. Израильский завтрак, аруха́т боке́р исраэли́т состоит из полудюжины блюд, которыми можно накормить пятерых голодных.
Вся еда, которую мы пробовали, оказывалась вкусной: от уличного фастфуда до ресторанной. Израиль — это земля обетованная для гурмана. Главное только не жадничать.
В Израиле все советовали попробовать шакшу́ку — яичницу, смешанную с овощным салатом. Я попробовал и очень удивился. Точно такое же блюдо любит готовить мой отец, только он называет его «мужской пищей». Наверное, рецепт передается среди евреев по ДНК.
Еще в Тель-Авиве очень много киосков, в которых отжимают вкуснейший сок из свежих фруктов. Местные почему-то любят морковный.
Шаббат
Израиль — непривычная с календарной точки зрения страна. Начнём с того, что страна живёт по лунному календарю, а года отсчитывает от сотворения мира. Поэтому сейчас в Израиле 5772 год, а Новый год наступает в сентябре. Тридцать первого декабря мы заметили только один признак грядущего праздника:
В Израиле семидневная неделя, которая начинается в воскресенье, йо́м ришо́н. Суббота, йо́м шабба́т — это священный праздник, в который иудей не может работать. В шаббат страна практически вымирает (за исключением светского Тель-Авива). Не работают кафе и рестораны, стоит общественный транспорт.
В шаббат иудей не может разжигать огонь и совершать действия, вызывающие работу. Поэтому лифты в зданиях останавливаются на каждом этаже, а пищу иудеям разогревают специальные люди, шаббат го́и.
Шаббат начинается в пятницу вечером, сразу после захода солнца, а заканчивается в субботу вечером, после наступления темноты и появлении первых звёзд на небе. Для туристов это священный праздник может подложить большую некошерную свинью, так что его обязательно нужно учитывать.
⌘ ⌘ ⌘
Немного общих отрывочных впечатлений:
- Смотрели в самолете израильский сериал — все герои просто ходят и много разговаривают, размахивая руками.
- Израильское общество похоже на муравейник или государство из стратегической компьютерной игры: каста воинов, каста священников и так далее.
- Блошиный рынок (шу́к пишпиши́м) — очень чистое, вылизанное место, на котором я сторговал у еврея десять шекелей. Теперь и помирать не стыдно.
- Местная фишка — цветочные горшки с растениями, которые подвешены вверх ногами.
- В каждом новом израильском доме обязательно строится специальная комната, мама́д, с толстыми бетонными стенами и бронированным окном. В ней полагается прятаться на время вражеских атак. В Зихрон-Якове мы ночевали в такой.
- Зимой в Израиле не жарко и очень зелено.
- Вода в Израиле — немалая ценность. За состоянием озера Кинерет, главного источника пресной воды, следят все жители. А еще вся вода тщательно перерабатывается — 70% стоков очищаются и используются для полива сельскохозяйственных угодий.
- Встречаются настоящие негры, большая часть из которых — нелегальные мигранты, однако есть и евреи-эфиопы.
- Навскидку 9 из 10 туристов оказываются американцами.
- В Израиле невероятно вкусная клубника. Никогда не пробовал такой вкусной клубники.
Кстати о клубнике. Официантку в одном из кафе так и звали — Клубника (Ту́т). В Израиле многие имена представляют собой обычные слова, в которых изменено ударение. мужчину могут звать Надёжный, а женщину — Благословение.
- Торговцы на рынке ведут себя непривычно. Хочешь купить одну сладость, показываешь один палец и говоришь: «эха́д!» («один»). Он кладет эту сладость в пакет и докидывает туда еще одну, другую, вроде как на пробу. Вот только никак не мог понять, это бесплатно или нет — ценников-то нет.
- В одной из квартир попался, простите, унитаз, который может сделать из человека настоящего параноика — он спускает воду с отчётливым звуком дверного звонка.
- В субботу утром в город выходят девушки-солдаты, с женской сумочкой, укладкой, макияжем и айфоном в руке.
- Форма у солдат ранжируется по цветам — есть светлая и тёмная.
- На одной из детских площадок нарисован снеговик. Интересно, они вообще знают, что это такое?
- Обычно все торгуются с удовольствием, и только один раз при попытке сбить цену мастер кожаных дел обиделся и дело едва не закончилось скандалом.
- Девушки-солдаты прежде всего девушки — с огромными рюкзаками и автоматами, на вокзале они первым делом спешат к ларьку с золотыми украшениями.
- Рекламы пестрят короткими номерами. В Израиле они выглядят так: *115 или *500 — звёздочка и три цифры.
Одно из самых неприятных впечатлений от Израиля — это розетки. Они чуть-чуть меньше наших. Пытаясь подключить устройство к розетке, чувствуешь себя насильником.
- Пытались купить в аптеке любимую зубную пасту «Лакалют». Аптекарь спросила, где производится зубная паста (Германия), а потом многозначительно посмотрела на нас. Немецкой зубной пасты не может быть в Израиле! То же самое с машинами — израилитяне предпочитают не покупать изделия немецкого автопрома.
- В Израиле многое привязывается к кредитке для облегчения процесса покупки. К примеру, можно привязать к кредитке номер своего автомобиля. Заехал заправиться, и деньги списали автоматически.
- Первый раз видел автовокзал, который похож на аэропорт — есть гейты, табло, зоны ожидания. Не зря автобусы называются шаттлами.
- Квартплата в Тель-Авиве традиционно повышается на 10% в год при и так совершенно конских ценах. При этом нового жилья почти не строится, а многие квартиры пустуют — их покупают богатые американские евреи «шоб были».
Часть этих фотографий сняла Аня на свою Крошку-фуджик:
Две типичные израильские штуки — хануки́я, подсвечник для Хануки:
и мезу́за (её тут крепят):
Мезуза — это небольшой контейнер, который в Израиле висит возле каждой двери. Внутри мезузы находится свиток с молитвой, а сверху нанесена ивритская буква ש, шин — одно из имён Бога. Правоверный иудей при входе в помещение должен дотронуться рукой до мезузы, а затем поцеловать руку.
Ах да, есть еще одна занятна израильская штука — электросамокат коркинэ́ль:
Их очень много, самых разных: с сиденьями и без, одноместных и двухместных. Они ездят очень быстро, бесшумно и экологично. Мне кажется, что если бы я жил в Тель-Авиве, то с удовольствием завёл бы себе такой. Кстати, коркинелей я не видел больше ни в одной стране мира.
Визитка
В этот раз визитка выглядела так:
⌘ ⌘ ⌘
Одним словом
Одним словом не получится, получится в 38 словах. Израиль — очень приятная страна. Наше путешествие по ней выдалось очень комфортным и интересным. Если вы думаете о посещении Святой земли, то можете смело заканчивать думать и ехать. Безвизовый режим, вкусная еда, приятный климат, богатство на самые различные развлечения: от гей-клубов музеев до храмов.
Весь Израиль в одной фотографии выглядит примерно так:
Бетонный новострой на фоне древнего камня, и Макдональдс рядом.
Думаю, мы обязательно вернёмся в Израиль еще и еще.
⌘ ⌘ ⌘
Если вы не видели первую часть рассказа — вот она.
Этому посту всегда можно поставить лайк ↓, а его автора зафолловить в твиттере, задружить во вконтакте, фейсбуке или инстаграме.