«Resonate»
Вторая книга Нэнси Дуарте, которая как Стив Джобс, но только в юбке в мире презентаций.
Для начала — лучи непонимания тем, кто делает фотографии книг в изометрии. Кто-нибудь знает, как вообще они делаются? На трёхмерную болванку натягивается скин с изображением? Я к тому, что внешне ни это ↑, ни это не похоже на настоящую книгу — она в жизни имеет другие пропорции и раза в два тоньше.
Если считать, что цель кажого автора — это найти свой неповторимый стиль, то Нэнси Дуарте достигла своей цели. Она как трамвай по рельсам катится по нему — каждая её новая книга похожа на предыдущую графикой, изобразительными и выразительными приёмами, подачей, стилем изложения. У книг Дуарте наверняка уже есть и свои поклонники, и свои подражатели.
Заниматься украшательством слайдов, которые лишены смысла — это всё равно что наносить помаду на свиное рыло.
Как мастер и философ презентаций, она вложила в книгу все свои умения, и страницы превратились в слайды. Resonate — это большая презентация, застывшая на мелованой бумаге. Эту книгу нужно не читать, но листать, разглядывая картинки. Читателю придётся привыкнуть к особому, mixed-media стилю. Впрочем, я не думаю, что он будет сильно мучаться.
А еще у Нэнси Дуарте есть то волшебное чувство самоиронии, которое отличается великого человека от человека простого. Вы можете представить себе другого автора, который поместил бы на страницы книги свою фотографию в крестьянском платье и резиновых сапогах?
Когда вы говорите «у меня есть идея для чего-то» вы на самом деле хотите сказать «я хочу каким-то образом изменить мир». А что же такое «мир»? Это просто все идеи всех предшественников. Посмотрите вокруг себя. Ваша одежда, язык, мебель, дом, город, нация — всё началось с идеи.
Впрочем, книга мне одновременно и понравилась, и нет.
У Resonate все отлично с интересностью и оригинальностью. Книга завораживает и удивляет, умело подсовывает истории, предлагает теоретические выкладки, веселит графическими приёмами. После её прочтения начинаешь чуть лучше понимать отличие выдающихся историй от глупых и скучных.
Однажды главный исполнительный директор General Electric Джек Уэлч позвонил директору по маркетингу Бэт Комсток, только чтобы повесить трубку на середине предложения. Когда Комсток позвонила его помощнику, ей сказали: «Он преподал вам урок — вы сама порой так делаете».
Однако есть у книги и минус. Теория Дуарте в своей нарочито поданной сложности напоминает секту, гомеопатию — она помогает только тем, кто истово верит в неё. Читая сложные выкладки с кругами-пояснениями, многозвенными составными частями историй и многослойными графиками в Тафти-стиле, и мысленно примеряя это к тем выдающимся выступлениям, которые я смотрел сам, я почти не находил точек соприкосновения. Выглядят сложные части «на веру» примерно вот так:
Однако я понимаю, что человек верующий легко найдет эти точки, и теория Дуарте из сферической презентации в вакууме обретет смысл и точку опоры. Жаль, но я не поверил.
В своё время президент Кеннеди выступил с речью, в которой заявил, что к концу десятилетия Соединенные Штаты высадят человека на луну, а потом вернут его живым и невредимым домой. Он хотел добиться поддержки каждого американца. В своей речи он сказал: «В каком-то смысле на луну полетит не один человек, а целая нация. потому что всем нам придётся работать, чтобы отправить его туда». Президент хотел, чтобы вся страна почувствовала себя ответственной за поддержку его воззрения. Позже, в начале 1960-х годов, Дж. Ф. Кеннеди обошел штаб-квартиру NASA и в одном из зданий остановился поговорить с человеком со шваброй. Президент спросил его: «Чем ты занимаешься?» — на что уборщик ответил: «Я готовлю первого человека к полёту на Луну, сэр».
Resonate очень здорово качает скилл эрудированности — вы, как и я, узнаете про поэта-авангардиста Эдварда Каммингса и танцовщицу Марту Грэм, научитесь лучше понимать классическую музыку и по кусочкам разберете знаменитую речь «У меня есть мечта» Мартина Лютера Кинга. Её стоит прочитать хотя бы ради того, чтобы понять, как на самом деле должна выглядеть книга будущего.
Актриса Джанет Ли описывала образ действия Хичкока так: «В его уме и зарисовках на страницах его экземпляра сценария фильм был уже отснят. Он показывал мне макеты декораций и двигал миниатюрную камеру между крохотной мебелью в направлении малюсеньких кукол именно таким образом, каким он намеревался сделать это в реальной жизни».
А теперь — саммари:
- Большинство презентаций устраиваются ради того, чтобы подтолкнуть людей к каким-нибудь переменам.
- Будущее — это не просто некое место, куда вы идете. Это место, которое вы создаете.
- Порой весьма посредственные идеи получают поддержку, а блестящие погибают — всё сводится к тому, как они были представлены.
- Ничто не обладает способностью интриговать и привлекать внимание само по себе. Всё зависит от того, насколько оно выделяется из контекста.
- Почти точно так же, как ваш палец схватывает ритм и начинает постукивать в такт, ваш мозг с удовольствием подхватывает хорошие идеи, если они постоянно развиваются и раскрываются.
- Быть естественным — это отличный способ выделиться.
- Единственное, что люди по-настоящему ждут от презентаций — это человеческое общение.
- Самая искренняя, проникновенная и человечная форма коммуникации происходит тогда, когда два человека разделяют одни и те же убеждения и создают связь, основанную на них.
- Если два продукта обладают одинаковыми качествами, предпочтение будет отдано тому из них, который взывает к эмоциональной составляющей.
- Истории представляют собой самый мощный инструмент передачи информации, более надёжный, чем любая другая форма искусства.
- Все презентации попадают между двумя крайностями: докладом и историей. Доклад организует факты тематически, а история — драматургически. Доклад доносит информацию, история передает опыт.
- Люди по своей природе восприимчивы к контрастам. Добро и зло. Мужчина и женщина. Любовь и ненависть. Внесение в презентацию высококонтрастных элементов поддерживает внимание аудитории. Слушателям нравится переживать некоторые дилеммы и разрешать их, даже если эти дилеммы порождены точкой зрения, которая не совпадает с их собственной.
- Начать симпатизировать аудитории — это первый шаг к тому, чтобы быть искренним с ней.
- Цель презентатора — разгадать, что волнует слушателей и увязать это со своей идеей.
- Аудитория должна уходить с каждой презентации, узнав что-то, чего прежде не знала, и умея применять эти знания для достижения целей.
- Презентация, создающая некую общую платформу, обладает потенциалом объединять очень разные группы людей для одного общего дела — людей, которые в естественной среде могли бы никогда и не объединиться из-за больших отличий.
- Если не составить план, где именно аудитория, по вашему мнению, должна оказаться в конце путешествия, то слушатели туда и не попадут.
- Людям нравится думать, что их жизнь как-то меняет мир, и неважно что лежит в основе — альтруизм или эгоцентризм.
- Свойства становятся ценными, когда они касаются человека.
- Личный каталог историй, связанных с самыми различными историями — это весьма полезная штука.
- Методика MECE («Mutually Exclusive and Collectivity Exhaustive») — «Взаимно исключающее и совместно исчерпывающее»: каждая идея должна быть обособленной и не перекликаться с другими, однако вы не должны ничего исключать.
- Аудитория ждёт структурированной информации.
- Ключ к привлечению и удержанию внимания слушателей в том, чтобы постоянно что-то происходило.
- Один слайд — одна идея.
- Преобразуйте слова в картинки.
- Презентации проваливаются из-за переизбытка информации, а не из-за её нехватки.
- Люди способны усваивать информацию только поочередно. Они будут или вас слушать, или ваши слайды читать.
- Качество презентации не будет превосходить качество процесса планирования, который ей предшествовал.
- Прежде чем обходить правила и нарушать их, создавая новый смысл, очень важно детально их освоить.
- Если вы способны донести идею хорошо, значит, вы обладаете силой изменить мир.