«Новые рубежи человеческой природы»

Очень тяжелая книга Абрахама Маслоу с хлебоу и сыроу не про его пирамиду.

Новые рубежи человеческой природы

Обложку книги рисовал наркоман, правда?

Впрочем, оставим в покое этот абстракционизм и поговорим о самой книжке.

Во-первых, это одна их самых тяжелых книг в моей жизни. Даже учебник по теоретической механике в институте был проще и родней — с ним был хоть как-то шанс подружиться. С Маслоу подружиться не получится уже никогда (и даже не потому, что он уже умер). Просто Абрахам Маслоу как писатель находится на пару измерений выше своего читателя, который изо всех сил силится понять автора. Книга архисложная — читать ее можно можно только с большим усилием. «Новые рубежи» написаны таким «махровым» языком учебника по философии, в котором из понятных слов встречаются только предлоги. Я вообще человек упорный в плане чтения, но эту книгу я читал почти три месяца и дюжину раз собирался бросать это дело. Если вы ждете легкого путешествия в мир пирамид и всего такого — вынужден вас разочаровать, внутри вас ждут дикие дебри.

В молодости Эптон Синклер был слишком беден, чтобы оплатить обучение в колледже. Тщательно изучив каталог колледжа, он обнаружил, что если студент не справляется с курсом, то не получает зачета и должен вместо проваленного изучить другой курс. При этом колледж не брал со студента платы за второй курс, считая, что тот уже заплатил за один зачет. Синклер воспользовался этой практикой и бесплатно получил образование, намеренно завалив все зачеты.

Не смотря на это, я могу назвать «Новые рубежи» интересной книгой. Если отключить привычные инструменты познания книги и стать своего рода фильтром, то после просеивания у вас останется гора умных мыслей и поводов для размышления. Я как всегда свои заметки наносил карандашом на полях, и их у меня накопилось на небольшую книгу. Местами Маслоу буквально фонтанирует, только успевай записывать. «Новые рубежи» — это отличная книга для творческой личности, которая хочет понять себя.

Забавно еще то, что в конце книги содержится кусок другой книги другого автора — Фрэнка Гобла, которую там забыли. Сто страниц книги Гобла — это отличный повод не читать предыдущие триста страниц Маслоу. Гобл пересказывает своими, понятными словами то, что перед этим силился донести до своего читателя Маслоу, и это получается у него просто замечательно. Похожую ситуацию можно наблюдать в кампании людей, где есть очень умный человек, которого никто не может понять, и его друг, который пересказывает слова умного человека всем остальным.

Еще один аспект внутреннего образования состоит в обучении хорошему выбору. Вы можете научиться выбирать. Поставьте перед собой две рюмки шерри — дешевого и дорогого, и разберитесь, какой вам больше нравится. Разберитесь, можете ли вы с закрытыми глазами различить две марки сигарет. Если вы не можете указать различие, значит, его нет. Я для себя выяснил, что могу различить хороший и дешевый шерри, и теперь покупаю тот, что дороже. С другой стороны, я не обнаруживаю различий между хорошим и дешевым джином, так что теперь покупаю самый дешевый джин. Если я не могу их различить, зачем беспокоиться?

Одним словом, читать «Новые рубежи» я советую тем, кто не боится адски сложных книг и готов фильтровать информацию. А сейчас — саммари:

  • Первопроходец, творец, исследователь неведомого — это обычно не группа, а человек, в одиночку борющийся со своими внутренними конфликтами, страхами, психологическими защитами от высокомерия и гордости.
  • Хорошо на самом деле то, что считает хорошим достойный человек.
  • Ладить со своим внутренним миром не менее важно, чем быть компетентным в сфере окружающей действительности и социальных отношений.
  • Жизнь можно рассматривать как процесс последовательных выборов.
  • Большую часть времени большинство из нас слушают не свой голос, а встроенный внутрь нас голос мамы, папы, старших, истеблишмента, авторитета, традиции.
  • Художественное образование (или образование посредством искусства) значимое не столько для появления художников или произведений искусства, сколько для появления лучших людей.
  • Наука — метод, позволяющий творить нетворческим людям.
  • Творческий человек — это особый вид человека, а не обычный человек, приобретший новые дополнительные возможности.
  • В действительности на яркие идеи уходит меньшая часть нашего времени. Его основная часть тратится на тяжелую работу. Тот факт, что по-настоящему творческие люди — это хорошие труженники, часто упускается из виду.
  • Мало пользы в изучении технологий — они устаревают практически мгновенно. Всякое обучение, сводящееся к простому переложению прежних приемов к нынешней ситуации, устарело во многих сферах жизни.
  • Один из лучший путей в коммуникации с человеком состоит в том, чтобы стать им.
  • Два наиболее легких пути достижения пиковых переживаний — это музыка и секс.
  • Уничтожение социальной несправедливости неизбежно выведет на первый план биологическую несправедливость.
  • Если дать людям правду, особой пользы это не принесет. Надо помочь им самостоятельно открыть правду о себе.
  • Определить мотивационный уровень жизни человека можно по тому, над какими шутками человек смеется. Для человека, живущего на низшем потребностном уровне, наиболее смешным будет самый жестокий и грубый юмор, вроде зрелища старушки, которую кусает собака, или городского дурачка, над которым издеваются дети. Юмор философского, познавательного типа вызывает скорее улыбку, а не животный хохот, в нем нет ничего, связанного с жестокостью или насилием. Этот юмор более высокого порядка совершенно непонятен человеку, живущему на низших потребностных уровнях.
  • Люди будут жаловаться при любых условиях.
  • 99% человечества отдало бы несколько лет своей жизни за то, чтобы получить работу в наиболее плохо управляемой корпорации.
  • Система доверия не может применяться в тех ситуациях, где слишком велик соблазн, где ставки слишком высоки.
  • «Корпус мира» подчеркивает в качестве привлекательных сторон низкую оплату и большие трудности, самопожертвование ради помощи другим.
  • Влюбленные в свое дело люди имеют тенденцию идентифицироваться со своей работой, сливаться ней, делать ее определяющей характеристикой своего Я. Работа становится частью их Я. Человек любит свою работу потому, что она воплощает его ценности. По сути, любимыми являются именно ценности, а не работа как таковая.
  • Большинство людей обладают бо́льшими творческими возможностями, чем им удается реализовать.
  • Творческие люди обладают «психической свободой» — они способны принимать решения даже вопреки общественному мнению.
  • Удовлетворенное желание — больше уже не желание.
  • Человеческие инстинкты, побуждающие к росту, скорее слабы, чем сильны. Поэтому тенденции к росту легко могут быть подавлены дурными привычками, бедной в культурном плане средой или неадектватным образованием.

Тяжелая, но по-своему интересная книжка. Нужно только иметь силу воли, чтобы ее прочесть и способность к выуживанию интересных мыслей из огромных объемов малопонятного научного текста.

⌘ ⌘ ⌘

Новые рубежи человеческой природы

Система Orphus