«От хорошего к великому»
Прочитал эпический труд Джима Коллинза, удивившись в нем не тем вещам, которым следовало бы удивиться.
Впрочем, я утешаю себя тем, что я не банкир — у меня нет миллиарда долларов, собственной компании и дюжины конкурентов, которые дышат мне в спину. В спину мне дышит только любимая девушка, но в этом Джим мне совсем не помощник. Так что я позволил себе расслабиться и получить удовольствие от чтения отдельных историй и фактов, коих в книге превеликое множество. Только не говорите что вы, как и я, в детстве не любили извлекать изюм из булки…
Основной посыл книги в том, что есть простые компании, своего рода пушечное мясо на поле бизнес-брани. Однако есть компании супергерои, которые разрывают конкурентов на части, а потом пожирают то, что разорвали — такие компании умножают прибыли и добиваются гипердоходов. Они живут долго и счастливо, и умирают в один день со смертью своих руководителей. По Коллинзу успех такой суперкомпании в большей мере обязан способностям и умениям ее лидера, он называет их лидерами пятого уровня (Джим, наверное, не играл в RPG-игры и не в курсе, что герой пятого уровня на деле оказывается слабоват).
Забавная черта таких крутых лидеров и управленцев — особая разновидность бережливости. Они отказываются от бесплатной колы в салонах своих частных самолетов, запрещают водителям менять зимнюю резину на колесах собственных лимузинов и лично очищают лед с лобового стекла своей платиновой кредитной карточкой, часто ломая ее при этом. Было действительно забавно читать об этой экономии скупердяйства.
В главах, в которых Коллинз описывает психологию лидеров огромных корпораций, я часто вижу Путина некоторых наших политиков — они искренне держатся за власть не ради денег или славы, а просто из-за страха отпустить руки и позволить своему детищу жить самостоятельно. Эти крабы будут пахать на галерах до последнего, высекая 146% искр из полузадушенного собственными руками бизнеса. «От хорошего к великому» — это как раз книга об ответственности и том, что случается, когда ее становится слишком много.
Ну, а на самом деле, «От хорошего к великому» — это большая книга-исследование на тему успешности в большом бизнесе. Ее стоит читать внимательно всем, кто руководит своим бизнесом или хочет понять причины успеха/неуспеха отдельных компаний. Книга написана интересно, понятно, но немного занудно для простого обывателя. Однако я стараюсь не пропускать даже таких серьезных книг — они отлично развивают кругозор и учат воспринимать на вкус деловое чтиво.
⌘ ⌘ ⌘