«Горьковский ампир»
Прочитал замечательную книжку о создании советского легкового автомобиля «ЗИМ», он же «ГАЗ-12».
Первое, чем удивляет книга — это её дизайн. «Горьковский ампир» создан в 2013 году в точном соответствии с книжной стилистикой сороковых и пятидесятых годов XX века. Это касается всего: формата, шрифта, оформления иллюстраций, красного ледеринового переплёта и даже запаха. Если считать «Ампир» упражнением на дизайнерское соответствие эпохи, то это упражнение выполнено на «отлично».
Книга стилизована так хорошо, что вызывает вау-эффект даже тех, кто не понимает смысла такой стилизации. Не зря говорят, что вопрос «А что, так можно было?» — это лучшее доказательство дизайнерского успеха.
Под обложкой — история создания советского автомобиля «ЗИМ». Его задумали в начале сороковых как базу для серии машин: от представительских автомобилей для чиновников до такси и даже легких грузовичков.
«ЗИМ» стал прорывным автомобилем еще и потому, что его модельный ряд был единым для разных заводов. До войны каждый советский завод кустарно производил свою марку автомобилей, а после начали массово выпускать «ЗИМы». Тираж автомобиля доходил до нескольких тысяч штук в год. Так машина стала распространённой, её получали не только большие чиновники, но еще и учёные, писатели, другие заслуженные деятели. Сотни машин попали в такси. Было даже специальное автомобильное такси из Москвы в Симферополь, на «ЗИМе» — неслыханное дело.
Занятно, что в разгар Великой Отечественной войны советский автомобиль проектировали немцы: Андрей Липгарт и Анатолий Кригер. Это раздражало руководство, но Липгарт и Кригер были выдающимися инженерами-автомобилестроителями, и отправить их в опалу не решились. Вместе с немцами машину проектировал советский англичанин Джон Артурович Вильямс и советский американец Александр Кириллов.
В те годы ведущей автомобильной школой была американская. «ЗИМ» отчасти был её детищем: в тридцатые годы Липгарт побывал в командировке в Детройте, откуда привёз лицензию на шестицилиндровый двигатель «Крайслер» — на его основе создали свой. Кроме того, Липгарт настоял на закупке высокоточных станков. С их помощью удалось создать детали высокого качества, уникальные для советской автомобильной промышленности. Липгарт всегда «отбивал» любые попытки упрощения и огрубления конструкции. Так «ЗИМ» вышел очень надежным автомобилем.
Думаю, отличная книжка в коллекции автомобильного фаната, а также в библиотеке дизайнера. «Горьковский ампир» приятно листать и держать в руках. Отличное издание!