«Фанки-идеи» — саммари

Альф Рен хвалится тем, что он прочитал сотни книг по креативности и творческому мышлению. Я решил догонять его и начал с его же книги, с «Фанки-идеи».

"Фанки-идеи", Альф Рен

На обложке книге изображен не автор (и не Варламов). Наверное, это Манн-Иванов-Фербер.

Постоянные читатели моего блога уже знают, что я сейчас скажу. И я скажу это, не буду их расстраивать — книга получилось противоречивой.

С одной стороны, было интересно почитать о креативности от эксперта в области творческого мышления. Рен пишет уверенно, стараясь время от времени замочить что-нибудь в духе Бренсона или Питерса (впрочем, у него это не всегда удается). По общему напряжению книга достаточно слабовата, ей не хватает драйва, различных вкусных примерчиков, метафор, я со всей книги дай бог десяток смог насчитать. Чтение «Фанки-идей» было подобно попытке намазать на хлеб замерзшее масло — пилишь его, пилишь, а получаешь в итоге щепотку желтоватой стружки, которую еще надо умудриться перенести на хлеб. Мне кажется что автору не хватило спланированности, книга больше похоже на лекцию — выступающий пытается быть с аудиторией на одной волне, но время от времени повторяется, сбивается, забывает что-то, перескакивает с темы на тему. Впрочем, я думаю такое чувство сложилось после чтения «Без раздумий», после конфеты все всегда кажется несладким, даже другая конфета.

Ну а сейчас саммари:

  • Слово «креативность» в последнее время обесценилось, как и сама креативность (превратившаясь порой в кретивность) — даже тренеры и специалисты по творческому мышлению не могут сказать что это такое и как ее добиться.
  • Большинство книг, посвященных развитию творческих способностей, не решают своей задачи — они раз за разом перепечатывают и пересказывают приемы друг друга. Тренинги по развитию креативности — ерунда. Оригинальными становятся не посредством игр и упражнений, а посредством принуждения мозга делать то, что для него чуждо, некомфортно, трудно.
  • Все вокруг кричат о креативности, это слово повторяется в вакансиях, резюме, на совещаниях. Креативноть превратилась в новую религию, адепты которой забыли ее суть и поклоняются только самому слову.
  • Процесс развития творческого мышления можно описать в пяти шагах: имитация (попытка повторить, переосмыслить имеющееся) → расширение (исследование новых областей, увеличение границ восприятия) → провокация (сознательное принятие заранее глупых и сомнительных идей) → переоценка (постоянное изменение способов мышления) → рискованное мышление (высшая стадия креативности).
  • Мозг постоянно обманывает нас, подсовывая вместо настоящего творчества жалкие поделки — мы застреваем во внутренних барьерах своего мышления, в комплексах и лишней информации. Комфортное мышление — враг креативности и убийца рискованного мышления.
  • Для того чтобы выйти за пределы комфортного мышления нужно научиться принимать шокирующие понятия. То, что кажется вам мерзким, противным, неправильным, неприятным должно послужить свою службу — большинство окружающих нас вещей также казались когда-то смешными, ненужными и неудобными.
  • Самый креативный человек — это не тот у кого много идей или все они очень оригинальные, а тот кто умеет не зацикливаться только на одной из точек зрения на ситуацию или проблему.
  • Все люди склонны переоценивать свою способность воспринимать новые идеи и новую информацию, при этом недооценивая свойство мозга ракладывать такую информацию по полочкам, уже существующим в нем.
  • Когнитивная беглость — мозгу приятнее думать о том что легко представимо, чем о том, что кажется трудным и непонятным.
  • Вдохновение, страсть, удовольствие — это всего лишь дымовая завеса.
  • Чтобы познать креативность нужно быть отталкивающим, неприятным, шокирующим, провокационным. Порно для стариков? Косметика для мужчин? Краска для лобковых волос? Это стыдно, но это успешные бизнес-проекты.
  • Нулевой чудак — первый перешагнувший за грань креативности, создавший продукт и показавший его миру. Нулевые чудаки двигают прогресс.
  • Дети — нулевые чудаки, панк-рокеры от природы, свободные от ограничений. Будьте детьми.
  • Креативная разработка отличается от простого обнаружения потребностей в выполнении мечт о невозможном, несопоставимом.
  • Идея, у которой нет врагов, априори неудачная просто потому, что любое оригинальное по своей природе вызывает естественное противодействие.
  • Любите своих отрицатлей и критиков, кормите своих врагов — они жизненно необходимы для креативности. Конфликты конструктивны.
  • Копировать хорошо. У подражателя есть преимущество последней руки — ему не нужно проходить весь сложный путь, он может сразу шагнуть со старта на финиш.
  • 7 законов копирования: перестаньте стыдиться + изучайте лучшее + меняйте контекст + копируйте больше + вносите небольшие изменения для получения большого результата + людям нравится то, что они уже знают + учитесь на каждой копии.
  • В креативности количество — это качество.
  • О масштабах креативности судят не по количеству придуманных идей, а по количеству (и качеству) реализованных.
  • Занимайтесь как можно большим количеством видов деятельности — каждое из них двигает вас на одну ступеньку вверх.
  • Нужно уметь прерывать процесс генерации идей, нужно уметь браться за реализацию и доводить ее до конца.
  • Блаженны еретики — люди, видящие истину, противоречащую традиционным представлениям организации и хранящие верность как самой организации, так и своей идее. Они не хотят выйти из церкви или предать общество, они хотят изменить их так, чтобы они соответствовали истине. Ересь —одно из имен свободомыслия.
  • Творческие экстремисты нужны везде и всегда.
  • У креативности нет законов, нет цвета, формы и вкуса, она переменна и неуловима. Если креативность — это нарушение того, что мы считаем нормальным, не вытекает ли из этого необходимость нарушать представления о самой креативности?
  • Креативность — везде, она часть нашей жизни. Она есть во время голода или войны, в тюрьме и политике, в богатом районе и грязном наркоманском квартальчике. Креативность это религия еритиков и умение видеть потенциал в окружающем мире.

Вот такая книга, вот такое саммари.

Система Orphus