«Удовольствие от χ»
Сборник эссе о математике и жизни в стиле весёлого повествования о страшном мире цифр, игреков и прочих логарифмов.
Как и многие другие прекрасные вещи в этом мире, «Удовольствие от x» сперва появилась в виде цикла статей в журнале «New York Times», и только потом добралась до своего читателя в виде книги. От статей «Удовольствию» досталось два качества, которые можно смело записать книге в преимущества: лёгкость слога и способность быть читаемой с любой из тридцати не связанных друг с другом глав.
Система исчислений вавилонян основывалась на числе 60, в чём отразился их безупречный вкус, так как 60 — это исключительно приятное число. Его красота внутренняя и не имеет ничего общего с человеческой анатомией. Шестьдесят — это наименьшее число, которое можно разделить нацело (без остатка) на 1, 2, 3, 4, 5 и 6. И это только начало (есть еще делители на 10, 12, 15, 20 и 30). Из-за своей уникальной делимости число 60 куда более приемлемо, чем 10, для любого вида расчётов или измерений, которые представляют собой деление на равные части. Когда мы делим час на 60 минут, или минуту на 60 секунд, или полный круг на 360 градусов, то питаемся идеями мудрецов Древнего Вавилона.
У меня от книги остались противоречивые впечатления. С одной стороны, я с огромным удовольствием почитал несколько интересных статей о прикладной математике (например, о статистическом ранжировании в веб-поиске или о том, какие бывают бесконечности). С другой стороны, моё техническое образование строит мину от желания быстренько и простенько объяснить сложные вещи вроде математического анализа, от которого они становятся только непонятней и сложней. Книгу буквально разрывает между классными главами и откровенно никудышными.
Может быть, вся эта суета вокруг семантики кажется вам глупой, так как порядок, в котором числа перемножаются, не имеет никакого значения, то есть в любом случае 7×3=3×7. Хорошо, но тут напрашивается вопрос, на котором я хотел бы остановиться подробнее. Является ли этот переместительный (коммутативный) закон умножения a x b = b x a таким очевидным? Помню, меня еще в детстве он удивил, возможно и вас тоже.
Чтобы привнести немного магии, представьте себе, что вы не знаете, чему равно 7×3, и поэтому складываете семёрки: 7, 14, 21. Теперь поменяйте местами сомножители и складывайте тройки, получается 3, 6, 9… Чувствуете ли вы нарастающее недоумение? До сих пор ни одно из чисел в этих перечнях не совпало, но пойдём дальше: 12, 15, 18, а затем — ах! — 21.
Одним словом, книжка вышла неплохая. Человек, далёкий от технического образования найдёт её занятной и познавательной, а обладатель синего диплома с тиснением в виде гайки местами будет хмурить бровь.