«Дизайн: форма и хаос»

Книга-манифест Пола Рэнда о форме, содержании, логотипах и их презентации
заказчику.

Одна из самых популярных книг Пола Рэнда проста, понятна и читается за час, хоть в ней и охватывается сразу несколько тем: от основ творческой работы и отношения к мерзким маркетологам до особенностей современного книжного дизайна.

Что такое логотип и каковы его функции:

  • Логотип — это флаг, подпись, герб, уличный указатель.
  • Логотип не продаёт, он идентифицирует.
  • Логотип довольно редко описывает что-то.
  • Логотип основывается на качестве того, что он символизирует, но никак не наоборот.
  • Логотип менее важен, чем продукт — то, что символизирует логотип, гораздо важнее того, как он выглядит.
  • Предметом логотипа может быть практически всё, что угодно.

«Дизайн: форма и хаос» — это скорее программная статья, манифест. Она создана не учить, а вдохновлять. Да и вообще, разве можно научить этому вашему дизайну?

Фактически книга состоит из двух частей.

Первая часть — это сборник глав-эссе о дизайне и его составляющих. На мой взгляд, главы почти не связаны с собой тематически, каждая раскрывает свою тему. Некоторые из глав очень интересны, другие, более концептуальные и философские — не очень.

Вторая, большая часть — это примеры того, как Рэнд презентовал свои знаменитые логотипы: от джобсовского NEXT до полосатого лого IBM. Это очень вкусная часть, и визуально, и текстово. Мне особенно понравился стиль описания, то как Рэнд заходит издалека и приближается к сути.

Эмблема «Мерседеса» никак не соотносится с автомобилями, тем не менее это хороший знак, и не потому, что хорошо нарисован, а потому, что хорош сам автомобиль. То же самое можно сказать про яблоки и компьютеры, про «Тиффани» и бирюзовый цвет. Мало кто вообще знает, что летучая мышь — это эмблема рома «Бакарди», тем не менее этот ром продолжают пить. Одежда «Лакост» не имеет ничего общего с крокодилами, но зелёный значок этой марки является узнаваемым и работающим символом. Эмблема «Роллс-Ройса» выглядит так шикарно отнюдь не из-за своей формы (она тривиальна), а просто потому, что это эмблема «Роллс-Ройс». Точно так же подпись Вашингтона ценят не за каллиграфию: кому какое дело до красоты почерка, если подпись стоит на платёжеспособной купюре?

Как всегда, книга издательства Лебедева выполнена просто потрясающе. Отличная бумага, полноцветная печать, вёрстка, форзац — всё приятно разглядывать и трогать. «Дизайн: форма и хаос» относится к книгам, которые хочется хранить и коллекционировать.

В книге вообще мало текста, большую её часть занимают иллюстрации, логотипы, фирменные стили и даже акварельные рисунки самого Рэнда.

А сейчас — немного цитат:

  • Искусство есть важная часть повседневного опыта, а настоящее понимание жизни синонимично эстетическому наслаждению.
  • Слово design в английском языке — это одновременно и существительное, и глагол.
  • В искусстве могут быть оценки, споры и интерпретации. Но не может быть доказательств. В этом — его тайна и его волшебство.
  • С одной стороны, дизайн — это созидание и эксперимент, а с другой — средство достижения экономических, политических и социальных целей.
  • Делового человека, который мыслит балансовыми ведомостями, искусство и дизайн часто просто раздражают.
  • Смешное и полезное не всегда исключают друг друга, и только напыщенные и малосведующие люди видят в юморе проблему.
  • Маркетолог — это профессионал, который советуется с непрофессионалами.
  • Воображение нельзя отделять от фактов. Воображение — это средство интерпретации фактов.
  • Со временем люди знакомятся и с хорошим, и с плохим дизайном, но, как ни парадоксально, это только побуждает их выбирать плохой, так как они уже привыкли к нему. Новое пугает, а старое обнадёживает.
  • Проблемы, с которыми может столкнуться дизайнер в своём деле, во многом зависят от того, насколько информирован, искренне заинтересован и опытен его клиент.
  • Дизайнер не всегда прав. Маркетолог не всегда ошибается. Прибыль не всегда главное. Маркетинговое исследование никогда не должно служить хорошим оправданием для плохого дизайна. В свою очередь, хороший дизайн никогда не должен выступать в поддержку плохого продукта.
  • В дизайне не меньше этических проблем, чем в бизнесе. Некрасивая, но работающая вещь столь же неэтична, как и красивая, но неработающая.
  • Неприязнь некоторых творческих личностей к маркетинговым исследованиям — это, по сути, реакция людей, привыкших полагаться на интуитивные решения и не пользоваться «преимуществами» научного подхода и так называемого здравого смысла.
  • Когда дизайн достаточно убедителен, он часто и не нуждается в объяснениях.
  • Если старый дизайн можно улучшить без потери идентификации, то всегда стоит сделать это.

На мой взгляд, книга дороговата для своего содержания, но графическим дизайнерам определённо будет полезна.

Система Orphus