Групи групон!

В своей предыдущей статье, посвященной конкурсу Максима Спиридонова, я поделился своим опытом работы в одной из крупнейших фриланс-бирж рунета. Так получилось, что cейчас я тесно сотрудничаю с компанией КупиКупон, которая входит в тройку крупнейших групон-сайтов рунета. Соответственно, сейчас я отвечу на статью Максима, посвященную групон-лихорадке.

Свою статью Максим опубликовал 11 октября. В то время компания КупиКупон была представлена в нескольких городах России, в основном в самых крупных (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и так далее — всего восемь городов). Я пишу эти строки вечером 10 декабря — на сегодняшний день КупиКупон представлен в более чем в двадцати городах городах в четырех странах СНГ. Неплохой прирост за два месяца, правда?

Но разговор пойдет не о КупиКупоне, Дарбери или других существующих сервисах, разговор пройдет о рынке групон-сервисов в целом. Как мне кажется, рынок групон-сервисов в своем развитии проходит три основных стадии: Посев, Уплотнение и Культивирование.

Посев происзошел тогда, когда несколько игроков заметили незанятую нишу и начинали активно работать в ней — это произошло осенью 2009 года. Компании были подобны растениям в почве парника, наполовину состоящей из удобрений — рост просто феноменальный. Ни один из игроков не был ограничен в ресурсах и аудитории.

Через некоторое время первые игроки начали нащупывать своими ветвями пределы парника и поняли — среда обитания не безгранична (лето 2010 года). С этого момента начинается процедура Уплотнения — крупные игроки начинают делить нишу друг с другом. Самые крупные компании объединяются, расширяются в горизонтальной плоскости, а не в вертикальной (увеличение количества филиалов в разных городах — рост в вертикальной плоскости, налаживание работы в филиалах, более плотная работа в городах — рост в горизонтальной плоскости). Если вернутся к нашей аллегории с растениями в парнике, компании начали наращивать листву, укреплять стебли и создавать «тень» друг для друга. В период Уплотнения между крупными игроками ведется настоящая война за ключевых сотрудников, топ-менеджмент, за менеджеров по продажам и их базы клиентов, за каждого клиента и пользователя. С точки зрения новой компании-семени рынок по-прежнему обширен — буквально ежедневно на рынок выходят новые групон-«ростки», но в тени своих больших коллег они практически обречены: все, что им удается сделать — это потратить денежки инвестора на рекламу (Артемий Лебедев в своем ЖЖ пиарит уже вторую групон-компанию, а один такой пост стоит у отца русского дизайна от 10.000 долларов), захватить свой крохотный рынок и засохнуть. Рынок растет как и прежде, но этот рост уже не так заметен.

Сейчас мы находимся в периоде Уплотнения.

Следующий период, который нас ждет — это период Культивирования. К этому периоду на рынке останется три-четыре крупных игрока, и основной сферой борьбы компаний будут пользователи, еще не охваченные сервисами. Для того, чтобы захватить новых пользователей игроки будут использовать все возможные средства — мощные рекламные кампании, эксклюзивные контракты на предоставление скидок, диверсификация рынка (Максим уже писал об этом в своей статье — компании будут стараться специализироваться на предоставлении скидок на отдельные сферы услуг). Разумеется, добывать новых пользователей компании будут в социальных сетях (не чураясь загонять чужих «овец» в свою отару). Рынок групон-услуг это большой, денежный рынок, и борьба в нем ожидается серьезная.

А теперь я хочу поделиться своими предположениями, как же еще можно монетизировать групон-лихорадку:

  • Максим уже озвучит одну мою версию — некоторые компании могут попробовать создать строго сфокусированную групон-систему. Это может быть, например, групон-сервис для девушек. Такой сервис может предоставлять скидки исключительно на бьюти-услуги, рекламироваться в женских журналах, ввиду своей специфичности легко находить новых партнеров в лице соляриев, салонов красоты и других кампаний. Еще Том Питерс писал — тот, кто создаст продукт для женщин, обязательно пожнет успех.
  • Можно попытаться создать агрегатор групон-сервисов по примеру компаний, осуществляющих поиск дешевых авиабилетов (они не сотрудничают напрямую с авиакомпаниями, а лишь собирают информацию с других продавцов). Агрегатор может в удобной форме выдавать все скидки, сортировать их по типу и стоимости и даже позволять покупать купоны прямо из самого агрегатора (за счет небольшой комиссии). Такие агрегаторы, кстати, уже начинают появляться.
  • Также можно постараться вывести групон-лихорадку в оффлайн. Не смотря на то, что групон-сервисы ориентированы на активную интернет-аудиторию, это не значит что оффлайн-людям не хочется скидок. Вот, например, проходит крупный концерт — компания-посредник может купить несколько купонов со скидками, а потом реализовать их с наценкой среди тех, кто пришел за полчаса перед концертом и не нашел в кассе свободного билета. Как мы знаем, на конкретные акции скидки продаются только ограниченное количество времени, но сами купоны действуют достаточно долго, некоторые — в течении полугода.
  • Теоретически можно представить себе рынок перепродажи скидок. Компании посредники могут «консервировать» купоны других компаний и реализовывать их потом с наценкой среди тех, кто не успел приобрести скидку в срок. На сайте КупиКупона, например, иногда появляются эксклюзивные скидки на услуги элитных салонов красоты (до 90%), которые продаются ограниченным тиражом в течении нескольких часов. Такие скидки потом можно потом неплохо перепродать.
  • На бешеном росте рынка групон-услуг могут заработать другие игроки веб-рынка. Групон-компаниям потребуются приложения для мобильных платформ, красивые и быстрые сайты, рекламные площадки в журналах и сайтах, продвижение в социальных сетях, возможно, они захотят вывести на аутсорс поддержку пользователей и другие свои внутренние сервисы. Многие компании могут неплохо заработать на этом.
  • Тот, кто первым предложит свое партнерство крупной социальной сети выиграет очень многое. Можно представить себе некоторое соглашение, согласно которому социальная сеть предоставляет уникальный сервис, который будет предлагать скидки целевой аудитории внутри социальной сети, а групон-компания будет делиться доходом. Однако такой вариант должен требовать предварительного расчета, ведь акции имеют верхний предел количества проданных купонов. Трудно представить себе кафе, которое способно было бы выдержать наплыв нескольких тысяч клиентов, требующих свое кофе с 70% скидкой — настоящая DDoS-атака для бизнеса (между прочим, такие случаи уже бывали — нью-йоркская сеть кофеен Poises Cafe в своем блоге жалуется на сотрудничество с Groupon, которое принесло ей убытки в 25.000 долларов).

Как мы видим, у компании, желающей выйти на рынок групон-услуг еще есть шансы занять свою нишу и прорваться к теплому солнышку. А может быть лучше остаться в тени, служа своим более сильным и мощным собратьям? Кто знает…

Эта статья написана в рамках конкурса для блогеров «Ответь Спиридонову — выиграй MacBook!», проводимого блогом Spiridonov.ru. Конкурс проводится с 6 по 27 декабря. Призы — Macbook Pro, iPhone4, iPad, Samsung Galaxy S, HTC Desire.

Megaplan.ruWishop.ruAmiro.ruAvaisales.ruKuponator.ru

Спонсоры конкурса: сервис управления проектами «Мегаплан», магазин желаний Wishop.ru, компания Amiro.CMS, сервис авиабилетов Aviasales.ru, агрегатор скидок Kuponator.ru

Система Orphus