«Ислам»

Прочитал книгу Алексея Васильевича Журавского об истории, устройстве и особенностях ислама.

Я давно искал хорошую книгу об исламе, и мне регулярно советовали книгу Журавского. На мой взгляд, это отличная вводная книга: взвешенная, научная, но написанная понятным языком. В ней нет исторических или моральных оценок. Алексей Васильевич словно пишет большой ликбез об одной из самых популярных религий мира.

Написал конспект книги:

  1. Ислам можно назвать эгалитарной светской теократией. Эгалитарная потому, что все мусульмане равны перед богом. Светская потому, что в религии нет священников и церкви. Теократия потому, что верховная власть принадлежит только богу.
  2. Мусульманство базируется на двух книгах, Коране и Сунне. Коран — это священная книга, прямая речь Бога. Сунна — это сборник нравоучений и рассказов о жизни пророка Мухаммеда.
  3. Если в христианстве бог стал плотью, то в мусульманстве он превратился в книгу. Коран — это не одуховлённая историческая книга, как Библия для христиан. Коран — это прямая речь бога, переданная устами человека. Когда мусульманин читает или слушает Коран на арабском языке, он внимает словам бога. При этом автор Корана — человек, пророк Мухаммед.
  4. Коран разделён на 114 частей, которые называют сурами. Каждая сура состоит из айятов. Самые маленькие суры состоят из 3 айятов, самые большие — из 286. Всего в Коране более 77 тыс слов, по объему он чуть меньше Нового Завета. Книга написана на арабском языке рифмованной прозой.
  5. У каждой суры есть название. Самая большая, 2 сура называется Корова, 24 — Свет,  110 сура — Помощь. Айяты и суры пронумерованы, как стихи в Библии. После названия суры следует её формула, или басмала. Для мусульманина басмалы имеют большое знание, с них он начинает любое своё дело.
  6. Коран состоит их отдельных отрывков, сказаний, сюжетов, которые часто переплетаются и повторяются. Иногда суры противоречат друг другу. В таком случае действительной признаётся более поздняя.
  7. Мухаммед выражал Коран частями на протяжении 22 лет. При жизни пророка стихи Корана не объединялись в суры и айяты, это сделали позднее. Его высказывания перемешаны в книге. Так получилось, что поздние стихи оказались вначале, а ранние — в конце. При жизни пророка Коран не записывали, а передавали устно. Первый письменный Коран появился уже после смерти Мухаммеда, в 656 году.
  8. Исследователи выделяют три этапа в создании Корана: поэтический, рахманский и мекканский. Поэтический период состоит из беспокойных, резких стихов, похожих на угрозы врагам и клятвы. Рахманский период — о милосердном боге, вере, спасении. Во время мекканского периода Мухаммед подвергался гонениям, и его стихи посвящены пророкам, отвержению и непризнанности.
  9. Коран легитимен только на арабском языке. Любые переводы рассматриваются как его толкования, религиозной силы они не имеют.
  10. Мухаммед родился и вырос в Мекке. Тогда в Мекке было много языческих культов. В возрасте 25 лет он женился на богатой вдове Хадидже, от которой у него было несколько детей. Он любил одиночество и часто уходил в безлюдные пещеры. Когда Мухаммед спал в одной из пещер, ему явился божий посланник и воскликнул: икра́, по-арабски: «Читай!». От этого высказывания позже возникло слово Коран (аль-кура́н, или чтение вслух). После откровения Мухаммед начал проповедовать свою религию, медленно обретая новых сторонников. Это вызвало гнев языческих поклонников, и пророк вынужден был бежать из Мекки в город Йасриба, который позже переименовали в Медину. Это переселение мусульмане называют хиджрой. Спустя восемь лет после ухода из Мекки со 150 сторонниками Мухаммед вернулся в город с десятитысячным мусульманским войском. Мусульманское государство быстро разрослось и заняло весь ближний восток. Его называют халифатом.
  11. После смерти Мухаммеда расширение халифата продолжилось. Мусульмане столкнулись с другими цивилизациями, в которых обнаружили более сложные системы государственного и религиозного устройства. При этом Коран не давал ответов на множество вопросов. Чтобы разрешить противоречие, создали Сунну — сборник высказываний и поступков пророка Мухаммеда. Сунну создали с опорой на современников пророка. Эта книга объясняет и дополняет Коран.
  12. Сунна состоит из множества рассказов, или хадисов. Каждый хадис опирается на современника пророка. Хадисы описывают и житейские происшествия, и высокие философские догмы. Существовали специальные сборщики и обработчики хадисов. Так, аль-Бухари собрал более 600 тыс хадисов, из которых отобрал 12 тыс. У каждого хадиса есть цепочка передатчиков, которая ведёт к пророку, например такая: «Рассказал нам Абдаллах: рассказал мне отец: рассказал нам Атаб: я слышал от Усамы бин Зайда: рассказал мне Саид бин Аби Хинд со слов Абу Мурры, клиента Акилы, из того, что Акила узнал от Абу Мусы, который слышал, как Посланник Божий, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, сказал…». Выделяют несколько типов хадисов по достоверности передатчиков. Есть два главных сборника хадисов, мусульмане называют их «Два достоверных». Также встречаются девять и двенадцать сборников.
  13. Следование Сунне — главная цель жизни мусульманина. Так он подражает жизни пророка Мухаммеда. Противоположностью Сунне называют нововведение. Любое нововведение, не имеющее опоры в Сунне или Коране, подвергается сомнению.
  14. Основа жизни мусульман — это шариат, или божественный закон. Любой поступок мусульманина рассматривается как правовой акт, которому можно дать оценку с точки зрения Корана и Сунны. В исламе не отделяют веры от дел.
  15. В исламских государствах шариат стремится заменить собой светское право. Так, в некоторых странах за несоблюдение поста в Рамадан наказывают тюрьмой, признают за богом право собственности на любое имущество, а за вероотступничество наказывают смертной казнью.
  16. Исполнительная власть в исламских государствах также принадлежит богу и передаётся через наместников, халифов. Иногда халифами выступают богословы или священники. Халифы выносят свои решения или фетвы, на основе Корана или Сунны.
  17. Мусульманское право действует по принципу иджтихада — новые решения выносятся с опорой на аналогичные случаи в прошлом. У нас это называют прецедентным правом.
  18. Мусульманское право как система жизни разделяет все действия на пять категорий. Обязательные: молитва, посещение мечети. Рекомендуемые: дополнительные молитвы, милостыня. Безразличные: еда, питьё, замужество. Недостойные: скупость, склонность к роскоши. Запретные: прелюбодеяние, вероотступничество. Также все действия можно условно разделить на две категории: разрешенные (халяль) и нежелательные (харам).
  19. С веками шариат выработал систему противовесов строгим требованиями Корана и Сунны. Так, изначально запрещалось есть из золотой посуды и носить шёлк. Но сейчас предлагается перекладывать еду из золотой посуды в обычную, а шелк носить так, чтобы он не прилегал к телу.
  20. Известно, что мусульманство запрещает ростовщичество. Однако в современной коннотации можно класть деньги на счёт и получать с них проценты.
  21. Есть поверие о том, что в мусульманстве запрещены любые изображения. Это не так. Когда-то запрет действительно существовал. Его ввели чтобы отделить первых мусульман от идолопоклонников. Но сейчас мусульмане могут свободно заниматься живописью и скульптурой. Запрещено только изображать пророка Мухаммеда, его семью и сподвижников.
  22. В исламе выделяют пять столпов: свидетельство, молитва в мечети, милостыня, пост и паломничество.
  23. Свидетельство — признание мусульманином Аллаха как единственного божества. Для этого он произносит шахаду: «Свидетельствую, что нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад посланник Аллаха». Погибшего с шахадой на устах называют шахидом. Чтобы стать мусульманином, достаточно произнести шахаду в присутствии двух мусульман-мужчин.
  24. Молитву следует совершать пять раз в день. Утреннюю совершают между рассветом и восходом, полуденную — после прохождения солнцем зенита, послеполуденную — до захода солнца, вечернюю произносят после захода, но до темноты, а ночную — после захода солнца. На молитву созывают призывом — азаном, его исполняет муэдзин с башни, минарета. Перед молитвой мусульмане проводят обряд омовения водой или песком. После снимают обувь и становятся лицом в сторону Мекки. Молитва состоит из коранических сур, ракатов. Ракатов обычно от двух до четырёх. Молитву читают по-арабски.
  25. Мечеть — это или специальное здание, или любое религиозно чистое помещение. Внутри мечети находится михраб — ниша, ориентированная на Мекку. В мечетях нет изображений и украшений. Иногда на стены наносят коранические суры. Во многих местах мечеть служит не только религиозным, но и общественным местом тоже: мужчины обсуждают в ней дела, а путники находят ночлег.
  26. Милостыню, или закат, платят все взрослые дееспособные мусульмане. Принимать милостыню может только тот, кто не может её давать сам.
  27. Пост совершают на девятый месяц рамадан лунного мусульманского календаря. В рамадан мусульманину следует питаться умеренно и два раза только после захода солнца, проводить своё время в молитвах, раздумьях и помощи ближнему. Пост обязателен всем мусульманам кроме тех, кто не может совершать их по болезни и другим уважительным причинам (им предписывается поститься в другой месяц). Также есть небольшие индивидуальные посты. Так, трехдневным постом можно искупить несоблюденную клятву, а двухмесячным постом — убийство.
  28. Паломничество или хадж раз в жизни должен совершить каждый мусульманин, которому это по силам. Совершивший паломничество называется хаджой и может носить зелёную чалму. Паломники едут в Мекку, проходят процедуру очищения и облачаются в специальную белую одежду — охрам. Они обходят вокруг святыни Каабы и совершают ряд других обрядов. После окончания хаджа проходит праздник, который у нас называют курбан-байрамом. Окончание поста и окончание хаджа — это единственные мусульманские религиозные праздники. Однако некоторые чтут другие памятные дни тоже.
  29. Помимо пяти столпов ислама для верующего также важен джихад, или усиление. Под джихадом понимают борьбу за распространение ислама, самосовершенствование, избавление от грехов, и иногда — войну.
  30. В христианстве бог — это некая абстрактная сущность. В мусульманстве бог живой, активный, говорящий и ждущий ответа от верующих. При этом он потусторонний, непроницаемый, непостижимый.
  31. В исламе считается, что у бога 99 имён. Аллах — самое часто встречающееся имя бога в Коране. Другие имена бога передаются прилагательными: Творец, Господь миров, Помыслитель.
  32. Коран сосредоточен преимущественно на нравственном несовершенстве человека. Человек сам по себе, вне послушания и покорности богу — ничто, он — ничтожен, непостоянен, слаб, своеволен.
  33. В христианстве считается, что бог когда-то создал мир, и теперь наблюдает за ним. В исламе бог постоянно поддерживает мир, творит каждую вещь и изменяет их ежесекундно.
  34. В мусульманстве нет понятия первородного греха. Грех для ислама понятие скорее юридическое, чем онтологическое. Даже совершивший великий грех мусульманин остаётся правоверным. В будущей жизни его ждёт только временное наказание. Единственный грех, которому нет прощения — это вероотступничество. Так что мусульманину для спасения достаточно оставаться мусульманином.
  35. В Коране отношения между богом и человеком строятся на бесконечном милосердии и снисходительности к человеку со стороны Бога и добровольной покорности, послушании богу со стороны человека.  Да, человек слаб, сам по себе несостоятелен. И он должен найти в себе силы признать этот факт. Но раз признав его и доверив себя богу, он становится его избранником, субъектом его бесконечного милосердия. Будучи верным богу, человек становится ни много, ни мало его наместником на земле. Признавая свое несовершенство, свою слабость, человек ставит себя на свое место. Всемогущество бога сделает все остальное.
  36. Помимо людей, Аллах создал еще два вида живых существ: ангелов и джиннов. Ангелы выражают волю бога на земле, поют ему хвалу, охраняют ад, отделяют души от тела, допрашивают умерших в могиле.
  37. Один из ангелов, Иблис, пал. От начал совращать людей от праведного пути. В Коране Иблиса также называют шайтаном.
  38. Джинны ближе к людям, чем ангелы. Они также бывают верующими и неверующими, разнополыми, у джиннов есть пророки.
  39. В исламе считается, что кроме Корана бог послал разным вероучениям свои священные книги: Тору, Библию и другие. Считается, что все книги подтверждают друг друга. Однако иудеи и христиане исказили свои книги. Так, христиане поверили в трёх богов вместо одного.
  40. Мусульмане верят, что первым пророком был Адам, а последним — Мухаммад. Между ними были тысячи пророков, но известны только 28, которые упомянуты в Коране. Среди них Ной, Моисей, Иисус и другие.
  41. В исламе Адам совершил грех, но бог простил его. После Адам писал книги, занимался земледелием и чеканил монеты. Знал 700 языков, но арабский находил самым красивым.
  42. В Коране много говорится об Иисусе. Иисус для мусульман — могущественный пророк, но не божественный сын. Он сыграет свою роль во время Судного дня: убьёт Антихриста, женится на женщине арабского происхождения.
  43. Ислам не различает религиозное, общественное, культурное, правовое и этическое начала. Он проникает во все сферы жизни верующих. Ислам — это не просто религия, а скорее система жизни миллиардов людей.
Система Orphus