Курс Игоря Штанга по вёрстке

В курсе — два дня с лекцией и практикой, а также день на защиту курсовых работ. Кроме того, участники посещают мастер-класс у «Демонов печати».

Мне курс понравился. Он рассчитан на новичков, которые только начинают работать с вёрсткой текста — на таких, как я. Занятно, но половина участников уже давно работают дизайнерами, учатся или закончили школу стажёров Бюро. Как мне показалось, им тоже было не скучно.

Понимаю, что странно писать словами о вёрстке, но с курса Штанга получилось собрать небольшой конспект. Может быть, он будет полезен кому-нибудь

  • Простой приём сбежать от серого скучного блока текста — набрать текст крупно. Пример: рубрика «72 слова» в Эсквайре. Если набирать крупно, то акцент переходит с формы блока «серого прямоугольника» на форму букв в нём.
  • Другой приём — разбить текст на колонки. Есть даже такое представление, что в книге одна колонка, в журнале — две или три, а пять и больше колонок в газете.
  • В путеводителе «Афиши» текст набирается в одну, две или три колонки. Это используется для иерархии внутри книги — разные разделы набираются по-разному.
  • «Серый прямоугольник» можно разбить на кусочки. Например, подать списком, таблицей или нарисовать таймлайн. Чем больше элементов в каждом кусочке, тем интересней это смотрится. Элементы в кусочках задают ритм. Кстати, некоторые кусочки внутри можно заверстать по-разному.
  • Еще текст можно размазать по макету и превратить в паттерн. Текст может превратиться в иллюстрацию до уровня полной нечитаемости.
  • От серого прямоугольника можно сбежать в третье измерение. Например, набрать крупно текст жёлтым, и мелкий текст — фиолетовым. Получатся две плоскости текста, которые читаются независимо. Это расслоение можно получить только типографическими средствами, даже без цветов.
  • «Гипноэротомахия Полифила» — пример идеальной книжной вёрстки в классическом стиле. Его называют «серебром набора».
  • Раньше нельзя было писать или печатать на машинке текст с ровным правым краем или сцентрированный по оси симметрии.
  • Красную строку отбивают на «круглую». Круглая — это брусочек, длина стороны которого равна высоте буквы, то есть кеглю.
  • У классического стиля всегда есть основание, которое шире, больше и массивнее боковых и верхней части. Это прослеживается в дизайне, и архитектуре тоже.
  • Нужно применять правило внутреннего и внешнего. Расстояние между внутренними частями должны быть меньше внешних расстояний.
  • В книжной полосе поля возрастают по часовой стрелке. Маленькое слева, побольше вверху, еще больше справа, и много внизу. В классической вёрстке это соотношение 2,3,4 и 6.
  • Когда картинка или текст находятся по центру, то это очень скучно. Достаточно сдвинуть его, и появляется напряжение, история.
  • Модернисты в дизайне боролись не с прошлым, а с настоящим — с кризисом классики, в котором они оказались.
  • Модернизм — это жирный текст, цвет и капитель. Всё это инструменты для создания контраста.
  • Висячая пунктуация — это плохо, это слишком нарочитый жест.
  • При выключке по формату стоит оставлять висячие предлоги и пунктуацию.
  • Классический абзац — это отступ в начале строки и отсутствие отступа от предыдущего и следующего абзацев. В швейцарском абзаце нет отступа, но абзацы отбиваются отдельной строкой.
  • Лучше не использовать буллиты в списках. Их никогда не было в русской типографический школе. Вместо буллитов лучше использовать длинное тире.
  • Таблицу лучше верстать как можно легче и проще. Данные говорят сами за себя.
  • На иллюстрациях нельзя обрезать кисти, уши. Если фотография обтравлена, но один из краёв остался обрезанным, то его следует закрыть линией. Обрезанную обставленную фотографию также берут в круг. Если фотографию кадрируют и обрезают существенную часть, то в комментарии пишут, что это фрагмент.
  • Разные изображения на макете создадут контраст и будут смотреться лучше. Изображения контрастируют форматом, размером, цветом, планом.
  • Нельзя использовать линейки, рамки и плашки для спасения слабого макета. Проверка на вёрстку: убрать всё это с макета и посмотреть, не стало ли хуже.

Одним словом, курс замечательный — идите смело, если выдастся такая возможность. Напоследок покажу один из самых полезных слайдов: десять шрифтов, которые рекомендует Игорь Штанг:

Система Orphus