Пит Мондриан и Тео ван Дусбург

Вот картина Пита Мондриана «Композиция с красным, черным, синим и желтым», написанная в 1921 году:

Пит Мондриан

А вот — работа другого художника, Тео ван Дусбурга. Она называется «Контркомпозиция с диссонансами, XVI», создана в 1925 году:

Тео Ван Дусбург

Думаете, плагиат? Ничего подобного! Эти картины — спор двух художников на только им понятном языке, приведший к разрыву отношений между ними.

В 30-х годах прошлого века оба художника принадлежали художественному направлению De Stijl («Стиль»). Они создавали свои работы в весьма узком жанре неопластицизма, который подразумевал сознательное использование базовых цветов, отказ от симметрии и применение исключительно вертикальных и горизонтальных линий. Этим достигалось чувство равновесия и гармонии картин.

Мондриан и Тео ван Дусбург взаимно влияли друг на друга своими работами, пока в 1924 году Ван Дусбург не начал использовать наклонные линии, утверждая, что диагональная решетка создает динамическое напряжение между прямоугольной формой холста и композицией. В 1925 году он пишет «Контркомпозицию» (↑), а через год в своём манифесте провозглашает создание нового стиля, элементаризма. Мондриан принимал некоторые диагональные работы Дусбурга, но только повёрнутыми на 45 градусов, что делало наклонные линии прямыми. Разница во взглядах стала причиной разрыва между художниками — они не общались четыре года, и помирились только после случайной встречи в парижском кафе.

Кто-то видит на этих картинах винегрет из разноцветных прямоугольников, а на самом деле это побег одного из художников от порядка, простоты и лёгкости в приятный мир хаоса, напряжения и трагичности.

▋ 

Система Orphus