Конспект литературной мастерской, часть III (лекции с 7 по 9)

Продолжаю смотреть и конспектировать уроки литературной мастерской Андрея Аствацатурова и Дмитрия Орехова.

Лекция 7, «Трёхактовая структура сюжета»

  • Чем проще, тем лучше. Машина цинично выплюнула меня из своих железных объятий → Я вышел из машины.
  • Действия героя, направленные на достижения цели вызывают контрдействия.
  • Трёхактная структура: экспозиция, перепетия, развязка. В каждом акте условия и обстоятельства меняются.
  • По Макки есть четыре возможности закончить произведения: поражение, победа, поражение как победа и победа как поражение.
  • История — это не бегство от действительности, а попытка разобраться в бытии. История — это творческая адаптация правды.
  • Если у автора есть ценности, то ценности будут и у его героя.
  • В наше время всё меньше людей с ценностями, всё меньше людей, которые готовы бороться и жертвовать. Размытие ценностей вызывает кризис сценарного мастерства.
  • Каждый раз, когда герой совершает действие, он надеется на благополучный исход. Но на деле он промахивается — так создаётся брешь между ожиданием и результатом.
  • Герой чувствует зов и влияние обстоятельств, и в какой-то момент больше не может не следовать им. Такой момент называют первым поворотным пунктом.
  • Самое трудное в писательском мастерстве — знать, что ты пишешь.

Лекция 8, «Три вида классического сюжета»

  • Три основных древних сюжета: путешествие, откровение и личная драма.
  • Хотите лучше разбираться в литературе? Слушайте больше историй или просто поживите в коммунальной квартире.
  • Если рабы на Сицилии рассказывали наизусть стихи Эврипида, их отпускали без выкупа.
  • До Средних веков в литературе доминирует сюжет путешествия.
  • В начале XX появляются массовые дешевые приключенческие романы. Так, книгу про сыщика Ната Пиркентона выпустили тиражом 500 тыс экземпляров и распродали за пару месяцев. Для сравнения, «Преступление и наказание» напечатали тиражом в 2000 экземпляров и продавали четыре года.
  • До романа Ричардсона «Памела» авторы писали: «Я сделал это, потом то». После писали так: «Я почувствовал это, потом сделал то и ощутил иное».
  • «Эффект Вертера» — эпидемия самоубийств после прочтения грустного любовного романа.
  • Чтобы понимать Чехова, нужно быть порядочным человеком.

Лекция 9, «Неоклассический сюжет»

  • Моэм: «Хороший рассказ — это такой, который можно рассказать в курилке, и люди будут слушать, не отвлекаясь».
  • Чехов: «Написал что-то странное. Никого не осудил. Никого не оправдал. Догадывайтесь сами, кто прав, а кто виноват».
  • Совершенство утомляет. Важно оставить немного несовершенства, чтобы была возможность додумать.
  • Если писатель хорошо знает о чём пишет, то он может опустить солидный кусок того, что знает. Читатель всё равно это поймёт и почувствует.
  • Классическая история может быть написана посредственно, и при этом будет хорошим произведением. Соль классики — в сюжете. Но неоклассический сюжет держится на превосходстве стиля. Плохой неоклассический сюжет видно сразу.

⌘ ⌘ ⌘
Часть I • Часть II • Часть III • Часть IV • Часть V • Часть VI • Часть VII • Часть VIII • Часть IX • Часть X • Часть XI • Часть XII • Часть XIII • Часть XIV

Система Orphus