Leica MP 0.72

Пофотографировал немного на «Лейку» — знаменитую немецкую пленочную фотокамеру. Опишу немного впечатлений от использования.

Отмечу сразу, что за несколько дней нормального впечатления о камере сложить нельзя — нужно пользоваться ей месяцами, в поездках и в студии, снимать на разную пленку, пробовать с разными объективами. Я же погулял с ней по соседним районам и отснял всего несколько катушек дешевого просроченного «Кодака» и «Фуджи», которые еще и проявлял сам. Так что рассказывать о камере буду на базе первого впечатления.

Я тестировал последнюю модификацию Leica MP 0.72 — она выпускается с 2015 года. Мой комплект был с 35-мм объективом Summarit-M 1:2.5 E39.

⌘ ⌘ ⌘
Про «Лейку» слышали даже те, кто с фотографией никогда не связан. Мне кажется, что это слово стало синонимом качественной немецкой камеры, на которую снимали фотокорреспонденты и мэтры вроде Картье-Брессона, Винограда, Родченко и Эрвита. И это неудивительно, ведь «Лейка» производит камеры больше ста лет, с 1914 года.

У «Лейки» выпускалось и выпускается много разных камер. Они начинали с дальномерных фотоаппаратов Leica I, Leica II и так далее — их камеры использовали 35-мм кинопленку и задали новый стандарт фотопленки, которым мы пользуемся до сих пор. «Лейка» производила зеркальные камеры Leica R, а с 2006 года выпускают цифровые фотокамеры. Большую часть техники в компании собирают вручную.

Фотоаппараты «Лейка» — очень дорогие. Простенькая цифровая камера стоит от 700 евро. Пленочная камера Leica MP, которую я тестировал, стоит около 5000 евро. Кроме камер, у «Лейки» дорогое все: объективы, ремни, бленды, салфетки, сумки. Фанаты могут легко купить камеру за 8000 евро и еще на 10 000 взять пару объективов к ней. Кажется, это самые дорогие современные фотоаппараты вообще, если не брать какие-то суперособенные камеры вроде крупноформатных.

Эти фотоаппараты — аналог швейцарских часов в мире камер. Они собираются вручную, в каждой камере прослеживается эволюция и история. Они показывают статус владельца: он потратил несколько тысяч евро на хорошую камеру, и значит разбирается в них. Мне было интересно — а так ли эти камеры хороши в деле?

Вот какие впечатления от «Лейки» у меня сложились.

Сборка. Камера — суперкачественная. Она очень тяжелая, потому что в каждом ее элементе виден запас прочности. Если дать какому-нибудь бедолаге отвертку и сказать: «Отломай любую деталь за минуту, или мы убъем тебя», то ему проще сразу себе эту отвертку воткнуть куда-нибудь. Мне трудно прредставить, что в «Лейке» что-то сломается, погнется, отвалится. Кроме того, она кажется какой-то... цельной. Словно ее отлили из куска металла. Все рычаги и кольца плотно подогнаны друг к другу, до двигаются легко. Держать камеру в руках — невероятное удовольствие.

Система. Leica MP — это дальномерные камеры. Это значит, что фотоаппарат наводится на резкость по встроенному дальномеру. У таких камер есть свои плюсы и минусы по сравнению с зеркальными — об этом можно долго спорить. Мне кажется, что дальномерность для «Лейки» — это плюс. Камера получилась меньше, легче и проще зеркальной, она много тише. Если расценивать «Лейку» как надежную камеру для путешествий, то к дальномеру нет вопросов. В камере также встроен экспонометр, но про него говорить толком нечего — он обычный, как у всех.

Удобство. К эргономике «Лейки» у меня накопились вопросы. Кажется, что камера создана для фотолюбителей, которые снимают ей понемножку, по несколько кадров за раз.

Фотоаппарат — медленный. Он словно слегка отдаляется от тебя. Поменять выдержку? Давай, сними перчатки и проверни колесико. Не можешь нащупать диафрагменное кольцо? Ну отними камеру от лица, посмотри на него. Куда торопиться-то?

У «Лейки» есть момент, который меня выбесил — это заряжание камеры. У всех нормальных фотоаппаратов открывается задняя крышка, в которую вставляется катушка пленки, и ее кончик закрепляется на бобине протяжного механизма. У «Лейки» вместо этого снимается нижняя часть камеры, после чего в задней стенке открывается небольшое окошко.

Чтобы зарядить камеру, нужно вставить катушку слева, протянуть хвостик пленки в окошке, стараясь не смять створки затвора, и завести его в бобину лентропротяжного механизма справа. Сделать это быстро — невозможно. К четвертой катушке я научился справляться за пару минут, но это все равно бесконечно дольше нескольких секунд, за которые я справляюсь с «Никоном». Почему в «Лейке» используется такая система — непонятно. Подозреваю, что это дань историчности. А может быть отсутствие задней крышки делает камеру надежнее? В любом случае, это неудобно и медленно — и из-за этого камера кажется мне еще более «стариковской».

Владение. Для меня фотокамера — это синоним путешествия. Мне важно, чтобы с ней было хорошо в поездке. И тут у меня к «Лейке» тоже есть вопросы. Лично для меня такая камера — слишком дорогая. Я теоретически могу её приобрести, но мне было бы страшно брать «Лейку» в сплав на плоту или в индийские трущобы. Наверное, кому-то нравится гулять с такой камерой в парке или возить ее в Лондон.

Лейка — это «Порше» в мире фотокамер. Клево иметь такую машину, но вряд ли стоит ехать на ней в Алупку или гонять за продуктами в супермаркет.

Больше всего «Леек» в руках фотографов я видел в Японии. Кажется, что в этом проявляется любовь японцев к топовым вещам. Им кажется, что «Лейка» — это такой билет в мир профессиональной фотографии. Для них такие камеры служат индикатором. Мол, смотрите, у меня тоже есть «Лейка», я разбираюсь! И в этом однозначно есть одно из свойств марки. «Лейка» продает не камеру, а сопричастность к миру высокой фотографии. Не зря же у компании одни за одним выходят ограниченные, суперограниченные, юбилейные серии камер с зашкаливающими ценами.

Хорошая ли это камера на мой вкус? Да, безусловно.
Хотел бы я иметь «Лейку» в коллекции? Да.
Стала бы она моей основной, любимой камерой? Нет.
Купил бы я «Лейку» в нынешних условиях? Вряд ли.

⌘ ⌘ ⌘
Напоследок покажу несколько кадров, которые я нащелкал за пару часов. Кстати, у «Лейки» клёвый звук затвора — камера делает натуральный «клац».

Система Orphus