Fuji GX680 III

В декабре 2017 года я приобрел в коллекцию среднеформатную камеру Fuji GX680 III. Расскажу о ней вкратце.

Это среднеформатная камера, которая выпускалась японской компанией Fuji с 1989 по 2007 года. Всего выпустили три поколения камер, I, II и III. Моя — самая последняя.

«Фуджи» снимает в формате 6 × 8 — по сути, это широкоформатная камера. Она хорошо подходит для портретов в рост и по пояс, а также для архитектурной съемки. У камеры есть уникальная особенность, которую я больше на среднеформатных камерах не встречал: объектив можно смещать в трех фокальных плоскостях. Вот, например, он смещен по вертикали:

Такими подвижками объектива в пленочную эпоху исправлялись искажения перспективы. Грубо говоря, двигая объектив можно было сделать линии зданий вертикальными, менять плоскость резко-изображаемого пространства на лице и теле модели. Сейчас это легко сделать в «Фотошопе» или «Лайтруме», а раньше для такой коррекции приходилось делать специальные камеры.

Для смещения объектива в камеру встроили железный каркас. Для наведения на резкость объектив смещается по железному каркасу вперед и назад, для смещения — поворачивается вверх-вниз и влево-вправо, и поднимается относительно оси вверх-вниз. Из-за такой конструкции и широкого формата 6 × 8 камера получилась очень большой — вместе с объективом она весит около 5 кг и по размеру в три-четыре раза больше обычной среднеформатной камеры. В сложенном виде «Фуджи» не помещается в мой рюкзак, и её приходится носить в холщовой сумке, с которой я хожу в магазин за продуктами (обычно я просто носил её в руках, словно младенца). Камера задумывалась для работы в студии, поэтому о габаритах особо не беспокоились. С рук на «Фуджи» снимать вообще проблематично — камеру непонятно как держать, неудобно наводить на резкость, тяжело стабильно удерживать, трудно поворачивать задник одной рукой. Представьте, что вам нужно снимать на деревянный чурбак. Если не хотите постоянно таскать с собой мощный штатив — лучше не думайте об этой камере. Я попробовал поснимать ею с рук, и только замучился. Жалко, что создатели вставили в камеру стальной каркас, но забыли вставить колёсики, чтобы катить её по улице, толкая перед собой.

Еще одна важная особенность камеры — её электронность. У «Фуджи» нет никаких ручек для взведения затвора и перемотки пленки, камера работает от батареек. Затвор питается тремя 9-вольтовыми батарейками, задник — еще от двух CR2. Если батареи сядут, то камера превратится в большой кусок стекла и пластика (а элементы питания CR123 еще попробуй найди). Еще в камере есть два экранчика, в корпусе и в заднике, дюжина кнопочек, подсветка экранчиков, разные порты. Где-то есть и динамик, который отвратительно пищит в любой спорной ситуации. «Ааа, остался последний кадр из 9!», «Ааа, ты забыл вытащить шибер из задника!», «Ааа, ты точно хочешь включить мультиэкспозицию?» Такая электронность и уведомительность о любом действии — это странное решение в профессиональной камере, владелец которой должен отлично понимать что он сейчас делает и зачем.

В эксплуатации у «Фуджи» нет особых отличий: навел, нажал на кнопочку, снял. Разве что в современной электронной камере необычно работает экспонометр — он меряет отраженный от пленки свет. Это значит, что камера сообщает «Всё ок» уже после того, как сделан кадр. Но для студийной работы это понятно: ты же специалист и купил вы двухтысячных годах камеру за 4000 долларов, и у тебя дофига пленки.

Еще добавлю, что для этой камеры «Фуджи» выпускал 18 разных объективов отличного качества, от 50 до 500 мм. Объективы — цифровые, монтируются в прямоугольных кассетах. Для правильной установки объективов нужна небольшая практика, иначе дорогущая оптика может вывалиться из камеры в неподходящий момент (например, когда ты несешь её по городу на ручках). Я обычно использую 100-мм объектив, 180-мм кажется мне далековатым. Вообще для камеры выпускалась куча аксессуаров: призма с экспонометром и без, пульты управления, расширители, разные задники, вставки в них, фильтры. Еще для «Фуджи» до сих пор можно найти относительно недорогие цифровые задники.

А теперь — несколько фотографий с камеры. Все снято на сильно просроченную Kodak Tri-X 400 (проявить до ноября 1999 года).

Мой вердикт — камера классная, но использовать её в моих условиях решительно невозможно. Думаю, оставлю ее в коллекции в надежде когда-нибудь пофотографировать архитектуру.

Система Orphus