Илья Бирман о понимании задачи

Илья провёл в Киеве лекцию о том, как правильно начинать работу над проектом. Вот видео лекции:

Я собрал небольшой конспект для тех, кому лень смотреть 2,5 часа:

  • Дизайнеры часто думают о дизайне как о своей, дизайнерской задаче. Иногда они говорят так: «Хочу сделать всё минималистично и плоско. Иногда умнее: «Хочу повысить удобство, улучшить UX». Но это всё не задачи бизнеса.
  • Если дизайнер не разберётся в работе клиента и начнёт выбрасывать всякие элементы, то может разрушить бизнес.
  • С другой стороны, есть клиенты, что приходят в студию и начинают говорить на языке дизайна: «Сделайте корзину удобнее и учтите наш брендбук». Такое дело кажется приятным и интересным, но это — обманчивое ощущение. У такой задачи нет решения.
  • Часто думают что задача на языке бизнеса всегда звучит одинаково: «Заработать больше бабла!» На самом деле, предприниматели думают о том, как заработать больше бабла. Дизайнеру важно понять — почему заказчик решил делать сайт, а не вложился в рекламу в фейсбуке?
  • Есть две задачи на языке бизнеса: «Повысить конверсию» и «Увеличить средний чек». Они обе про то, как заработать больше бабла, но решаются по-разному.
  • Задача дизайнера — докопаться, почему пришёл клиент, разобраться в этом. Нельзя переходить на язык дизайна, пока не поймёшь про бизнес.
  • Бывает так, что у заказчика нет никакой причины. Заказчики тоже люди, они могут не разобраться или ошибиться. Если чувствуете такое, то нужно извиниться и раскланяться.
  • Когда вы сформулировали задачу на языке бизнеса, можно думать, как её решить. Можно с клиентом поговорить, спросить у него, как он сам хотел бы решить. Предлагаешь варианты, и вместе думаете — подходит или нет.
  • Клиент лучше дизайнера знает, как продавать свой продукт. Важно разговаривать с ним.
  • Дизайнеру должно быть до всего дело: от финансовых цифр до гугл-аналитики.
  • После разговора с заказчиком нужно написать понимание задачи. Это важная штука, мерило того, насколько ты разобрался. Если не можешь написать понимание задачи, то надо дальше говорить.
  • Понимание задачи можно сформулировать так: «Сделать что-то (на языке бизнеса), сделав то-то (на языке дизайна)».
  • Хорошо сформулированное понимание задачи понятно и другим людям, которые во встречах не участвовали.
  • Решение, сформулированное в понимании задачи — это гипотеза. Нужно написать, как мы будем её подтверждать или опровергать. Об оценке результата важно договориться на берегу. Иначе вопрос об оценке возникнет потом.
  • Пониманию задачи нужна хорошая редактура. Редактура помогает привести мысли в порядок.
  • Ничего не делается «заодно». Если клиент говорит: «А еще у нас на сайте есть что-то, давайте это заодно переделаем», нужно отказаться. Не надо путать задачи. Новая задача — новое понимание.
  • Суть понимания задачи полезно написать прямо на встрече, и прямо там согласовать.
  • Простое упражнение на понимание задачи. Если поняли хорошо, то весь сайт можно «нарисовать» словами. Просто написать текст, и всё. Получается — значит круто.
Система Orphus